Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Лимоновой Л. Ф., судей Бурматовой Г. Г., Коренева А. С. при секретаре судебного заседания Верещагиной Э. А. рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Эшчанова М. М. к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о признании права на постановку на учет на получение жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет как имеющего право на получение жилого помещения
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 24.11.2016.
Заслушав доклад судьи Коренева А. С., объяснения истца, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Эшчанов М. М. обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указал, что он имеет статус ветерана боевых действий в связи с прохождением военной службы, в том числе " ... " в 2000 году, и с 2001 года он состоит на учете малоимущих граждан в качестве нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, в связи с чем у него возникло право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год. Вместе с тем, администрация города Нижний Тагил включила его в общий список очередников и отказала ему в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, ссылаясь на то, что только 17.01.2005 он представил в администрацию удостоверение ветерана боевых действий, выданное ему 16.07.2004.
Считая такой отказ незаконным, просил признать за ним право на постановку на учет на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) с 16.04.2004;
обязать ответчика поставить его на учет, как имеющего право на получение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" с 16.04.2004.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, требования удовлетворить, в обоснование доводов жалобы ссылается на то, что он был включен в качестве нуждающегося в жилом помещении в общий список очередников с 2001 года, в областной список ветеранов он не был включен в связи с тем, что своё удостоверение он предъявил только 17.01.2005. Полагает, что невключение его в список лиц, подлежащих обеспечению в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП противоречит положениям Конституции Российской Федерации, не допускающей правовой неопределенности в регулировании отношений, его право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном указанным постановлением, возникло 01.01.2004 в силу закона в связи с принятием Федерального закона от 27.11.2002 N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не допускается дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан при отступлении принципа равенства.
В судебное заседание явился истец, остальные участники процесса не явились. Судебная коллегия установила, что неявившиеся участники процесса надлежащим образом и своевременно вызваны в судебное заседание. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Эшчанов М. М. в 2000 году проходил военную службу по контракту в " ... " и принимал участие в боевых действиях, в связи с чем является ветераном боевых действий, и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах, что подтверждается удостоверением от 16.07.2004.
С 01.08.2001 на основании заявления от 20.06.2001 семья Эшчанова М. М. из трех человек была принята администрацией " ... " района города Нижний Тагил на учет по месту жительства на улучшение жилищных условий.
Кроме того, 17.01.2005 Эшчанов М. М. обратился в администрацию города Нижний Тагил с заявлением, в котором указал, что его семья, состоящая их трех человек, проживает в общежитии, на праве собственности жилья не имеет, он является ветераном боевых действий, предъявил удостоверение ветерана боевых действий, в связи с чем просил принять его семью на учет для получения жилой площади.
Постановлением главы города Нижний Тагил от 25.02.2005 N " ... " Эшчанов М. М. составом семьи три человека был включен в льготную очередь согласно ст. 16 Закона о ветеранах.
В 2010 году из состава семьи Эшчанова М. М. были исключены его члены семьи.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что реализация мер социальной поддержки носит заявительный характер и зависит от волеизъявления гражданина, до 17.01.2005 волеизъявление истца, то есть обращение с соответствующим заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, порождающее обязанность органов власти принять решение по вопросу о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, отсутствовало, в связи с чем истец, как ветеран боевых действий, обратившийся с заявлением после 01.01.2005, приобретает и реализует право на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке очередности.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер.
Для реализации мер социальной поддержки в соответствии со ст. 28 Закона о ветеранах ветеран боевых действий обязан обратиться в компетентный орган с соответствующим заявлением о намерении реализовать данное право, а также предъявить соответствующий документ, подтверждающий право на получение данной меры социальной поддержки, а именно удостоверение единого образца.
Эшчанов М. М. проходил военную службу на территории " ... " в том числе в 2000 году.
В соответствии с разделом III приложения к Закону о ветеранах лица, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории " ... " с 01.01.2004 приобрели статус участников боевых действий, которые вправе претендовать на получение мер социальной поддержки в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах.
Действительно, в 2001 году Эшчанов М. М. органом местного самоуправления была принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вместе с тем, после возникновения права на меры социальной поддержки на основании Закона о ветеранах он не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учёт по данному основанию. Из материалов дела следует, что Эшчанов М. М. впервые обратился за предоставлением данной меры социальной поддержки только 17.01.2005.
При этом у органа местного самоуправления отсутствует обязанность выявлять среди лиц, находящихся на учёте в целях обеспечения жилым помещением, тех лиц, у которых в связи с изменением обстоятельств, а также в связи с изменением действующего законодательства возникли иные основания, по которым они вправе претендовать на обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, соответственно, апелляционная жалоба, содержащая аналогичные доводы, подлежит оставлению без удовлетворения.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 24.11.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Л. Ф. Лимонова
Судья
Г. Г. Бурматова
Судья
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.