Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Римского Я.А.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Партизанска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Партизанского городского округа о возложении обязанности по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Партизанского городского суда Приморского края от 11 января 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены. На администрацию города Партизанска возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет линию электропередач расположенной на расстоянии около 50 метров от дома "адрес", в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предварительно приняв меры по обеспечению безопасности эксплуатации указанной опоры. Обязать администрацию города Партизанска произвести замену аварийной опоры линии электропередач, расположенной на расстоянии около 50 метров от дома "адрес", в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, судебная коллегия
установила:
прокурор города Партизанска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Партизанского городского округа о возложении обязанности, указав в нем, что проведена проверка по ненадлежащему содержанию опоры линии электропередач, по результатам которой установлено, что на расстоянии около 50 метров от дома "адрес" округа имеется опора линии электропередач, которая находится в ветхом состоянии, имеет явно выраженные признаки гнили, а также отклонение от вертикальной оси около 15°. Согласно полученной информации от администрации Партизанского городского округа установлено, что линии электропередачи и опора по адресу: "адрес", не состоят в реестре муниципальной собственности. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Просит обязать администрацию Партизанского городского округа, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет линию электропередач расположенной на расстоянии около 50 метров от дома N 11 по ул. Железнодорожная на ст. Фридман Партизанского городского округа, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предварительно приняв меры по обеспечению безопасности эксплуатации указанной опоры, произвести замену аварийной опоры линии электропередач, расположенной на расстоянии около 50 метров от "адрес" округа, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Прокурор доводы изложенные в иске поддержал.
Представитель административного ответчика требования не признал, просила в удовлетворении требований отказать, пояснив, что линия электропередач, принадлежавшая РЖД, не передана органу местного самоуправления и числится в казне Российской Федерации.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При рассмотрении дела судом установлено, что на территории Партизанского городского округа расположены линии электропередач и опора, не состоящие в реестре муниципальной собственности.
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 7 октября 2016 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.
По сообщению администрации Партизанского городского округа Приморского края, в реестре муниципального имущества муниципального образования не значится.
Из ответа ОАО "РЖД" следует, что на 9 октября 2015 года электрические сети и воздушные линии электропередач, расположенные на земельном участке "адрес" находились на забалансовом учете и решался вопрос о передаче Территориальным управлением Росимущества Дальэнерго. Обслуживание электрических сетей осуществляла Владивостокская дистанция электроснабжения ввиду отсутствия другой электросетевой организации на данном участке обслуживания.
Сооружение - воздушная и кабельная линия низкого напряжения ВЛ-04кВ, ВЛ-0,23 Кв, КЛ-0.4 кВ от КТП-ДПР по ст.Фридман ул.Д.Стенько, ул. Железнодорожная протяженностью 9,8086 км, как объекты, не подлежащие приватизации, включены в перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, предлагаемого к безвозмездной передаче в муниципальную собственность Партизанского городского округа.
По сведениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю в реестре федерального имущества не значится, сведения о передаче вышеуказанных объектов в муниципальную собственность Росимущество не располагает.
Между тем, разрешив вопросы об имуществе, составляющего казну Российской Федерации, без уведомления органа, уполномоченного по распоряжению имуществом, суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены решения в апелляционном порядке с направлением дела на новое рассмотрение по правилам пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике" при эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (статья 39 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Таким образом, суд возложил обязанность на орган местного самоуправления по содержанию имущества, собственником которого он не является и не является пользователем линии электропередач. Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
На основании положений статьи 255 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Поскольку суд применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон подлежащий применению, им при рассмотрении дела не установлен пользователь линии электропередач и не проверено перестало ли имущество составлять казну Российской Федерации, в нарушение процессуальных требований необоснованно отклонил ходатайство муниципального органа в привлечении Территориального управления Росимущества, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует правильно определить лиц, обязанных содержать опору и линию электропередач, является ли указанное имущество бесхозяйным, и разрешить заявленные прокурором требования с учетом законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 11 января 2017 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.