Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.,
судей Шовгуровой Т.А. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Пичко С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Элисты Республики Калмыкия в интересах несовершеннолетней Б.Ц. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика Додгаева Д.Л. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 февраля 2017 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б., объяснения представителя ответчика Додгаева Д.Л., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Имкеновой Д.А. и законного представителя Б.Ц. - Н.А.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Элисты в интересах несовершеннолетней Б.Ц. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что в прокуратуру г. Элисты обратилась Н.А.П. в интересах дочери Б.Ц., 02 мая 2006 года рождения, о нарушении жилищных прав последней. По результатам проверки обращения установлено, что Б.Ц., являющейся инвалидом с детства, согласно заключению врачебной комиссии поставлен диагноз: "Легкая умственная отсталость с кодом F.70", в связи с чем, она имеет право на внеочередное получение жилья на основании Постановления Правительства РФ N378 от 16 июня 2006 года, имеет право на дополнительную жилую площадь, согласно Постановлению Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2014 года. С 11 мая 2016 года Б.С. состоит на учете в Администрации г.Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под N 511. Жилое помещение по договору социального найма, а также социальная выплата на приобретение и строительство жилья Б.Ц. не предоставлялись. Решением N 8 Элистинского городского собрания третьего созыва N 12 от 31 августа 2006 года норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 33 кв.м. на одного гражданина. Просит возложить на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия обязанность предоставить Б.Ц., 02 мая 2006 года рождения, по договору социального найма вне очереди жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом имеющегося права на дополнительную жилую площадь.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 февраля 2017 года исковые требования прокурора г. Элисты в интересах Б.Ц. удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить несовершеннолетней Б.Ц., 02 мая 2006 года, по договору социального найма вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 квадратных метров, с учётом права Б.Ц. на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Додгаев Д.Л. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия Б.Ц., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, и подпадающему под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, возможно в случае, когда это предусмотрено законодательством Республики Калмыкия. Действующим Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма из регионального жилищного фонда, однако в их числе не значатся лица, к которым относится несовершеннолетняя Б.С. Таким образом, на ответчике не лежит обязанность по предоставлению жилья последней.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из интересов законности, в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить решение суда первой инстанции в полном объеме ввиду нарушения судом норм материального права и в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б.С., 02 мая 2006 года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания (код заболевания F.70), которое подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Вместе с матерью - Н.А.П. она зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем родственникам, по адресу: г. Элиста, ул.***, дом ***, собственного жилья и по договору социального найма семья не имеет.
11 мая 2016 года Б.С. поставлена Администрацией г.Элисты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.
После этого Н.А.П., как законный представитель Б.Ц., обратилась в прокуратуру г. Элисты с просьбой об оказании содействия в получении жилого помещения, так как с мая 2016 года никаких продвижений в очереди нет.
В связи с этим прокурор г. Элисты обратился в суд с данным иском в интересах несовершеннолетней Б.Ц.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, и исходил из того, что Б.С., являющаяся инвалидом с детства, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, и поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда.
С такими выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Как указано выше, Б.С. является ребенком-инвалидом, страдающим таким хроническим заболеванием.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты.
Таким образом, поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, региональное законодательство, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке Б.Ц. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела видно, что документы, подтверждающие право Б.Ц. для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом требований указанных выше положений жилищного законодательства, в материалах дела отсутствуют и суду не были представлены. Б.С. при постановке на указанный учет в установленном законом порядке малоимущей не признана.
Наличие же заболевания, входящего в установленный Правительством РФ перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, само по себе не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма Б.Ц. по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлен Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-3 "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных правоотношений".
Согласно положениям статьи 6 данного Закона признание граждан малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагаются документы, необходимые для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Данных об обращении Б.Ц. и ее законных представителей с таким заявлением с приложением соответствующих документов в орган местного самоуправления материалы дела не содержат, не указывает на это и истец.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по внеочередному предоставлению истцу жилой площади из государственного жилищного фонда по договору социального найма.
Допущенные судом нарушения норм материального права являются основанием для отмены судебного решения и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 февраля 2017 года отменить.
В удовлетворении искового заявления прокурора г.Элисты Республики Калмыкия в интересах несовершеннолетней Б.Ц. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Председательствующий
Судьи
М.Б. Кашиев
Т.А. Шовгурова
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.