Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Пронченко И.Е., Никулиной И.А.
при секретаре: Ондар В.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. административное дело по апелляционной жалобе ООО "ТоннельЮжСтрой" на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12 января 2017 года
по делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТоннельЮжСтрой" (далее - ООО "ТоннельЮжСтрой", Общество) об оспаривании предписания N "данные изъяты" от 26.10.2016 государственного инспектора труда Новокузнецкого отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области в части признания незаконными пунктов 3,5,7,10,11 предписания,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТоннельЮжСтрой" обратился в суд с административным иском об оспаривании предписания N "данные изъяты" от 26.10.2016 государственного инспектора труда Новокузнецкого отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области в части признания незаконными пунктов 3,5,7,10,11 предписания.
Требования мотивированы тем, что 26.10.2016 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Кемеровской области Чхетия Л.В. было выдано ООО "ТоннельЮжСтрой" предписание N "данные изъяты" об устранении нарушений трудового законодательства.
Пунктом 3 предписания на ООО "ТоннельЮжСтрой" возложена обязанность в срок до 01.03.2017 провести специальную оценку условий труда в соответствии с ч. 2 п. 11 ст. 212 ТК РФ. Однако, ч. 2 п. 11 ст. 212 ТК РФ не устанавливает требования по проведению спецоценки, а содержит обязанность по проведению медицинских осмотров.
В ООО "ТоннельЮжСтрой" проведена специальная оценка условий труда, о чем составлен отчет о проведении специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Данный отчет был представлен инспектору по труду, однако во внимание не принят.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. С учетом того, что отчет по специальной оценке утвержден 25.12.2015, следующая спецоценка должна быть проведена в 2020 году.
Таким образом, требование о проведении спецоценки до 01.03.2017 является неправомерным.
Пунктом 5 предписания на ООО "ТоннельЮжСтрой" возложена обязанность по соблюдению требований ч. 2 п. 6 ст. 212 ТК РФ, п. 4.5. Правил внутреннего трудового распорядка о соблюдении режима труда и отдыха в вахтовом поселке ООО "ТоннельЮжСтрой".
Указанные правила являются приложением к Договору субподряда N "данные изъяты" от 22.06.2016. Не исполнение условий гражданско-правового договора влечет гражданско-правовую ответственность перед контрагентом данного договора, и не может являться предметом контроля со стороны государственной инспекции труда.
Пунктом 6 предписания, ООО "ТоннельЮжСтрой" предписано начислить и выплатить ФИО8 в срок до 15.11.2016 оплату за вредные условия труда за весь период работы в соответствии со ст. 147 ТКРФ, которая устанавливает обязанность работодателя по оплате труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере.
Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Согласно трудовому договору N "данные изъяты" от 01.07.2016 ФИО9 был принят на работу в ООО "ТоннельЮжСтрой" по профессии электрогазосварщик занятый на резке и ручной сварке. Пунктом 5.3 трудового договора условия труда ФИО10 определены как допустимые. Основанием для указания условий труда ФИО11 как допустимых явились результаты специальной оценки условий труда рабочего места электрогазосварщика занятого на резке и ручной сварке, проведенной ООО "ИТЦ "Качество". Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда в ООО "ТоннельЮжСтрой" для рабочего места электрогазосварщика занятого на резке и ручной сварке повышенный размер оплаты труда не установлен.
Таким образом, возложение на ООО "ТоннельЮжСтрой" обязанности по начислению и выплате ФИО12 оплаты за вредные условия труда является не правомерным.
Пунктом 10 предписания ООО "ТоннельЮжСтрой" предписано начислить и выплатить ФИО13 в срок до 15.11.2016 компенсацию за неиспользованный отпуск за вредные условия труда, в соответствии со ст. 117 ТК РФ, за весь период работы.
Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда в ООО "ТоннельЮжСтрой", условия труда рабочего места электрогазосварщика занятого на резке и ручной сварке являются допустимыми (то есть не являются вредными или опасными). Согласно сводной ведомости результатов специальной оценки условий труда для указанного рабочего места ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не установлен.
Таким образом, возложение на ООО "ТоннельЮжСтрой" обязанности по начислению и выплате ФИО14 компенсации за неиспользованный отпуск за вредные условия труда является неправомерным.
Пунктом 11 предписания ООО "ТоннельЮжСтрой" предписано в срок до 01.12.2016 организовать работу фельдшерского пункта в вахтовом поселке ООО "ТоннельЮжСтрой" в соответствии с ч. 2 п. 18 ст. 212 ТК РФ, п. 1.4. Правил внутреннего трудового распорядка вахтовых поселков ООО "ТоннельЮжСтрой" в поселке расположенном в районе "адрес".
Пунктом 18 части 2 статьи 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя по беспрепятственному допуску должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, данный пункт не устанавливает обязанность работодателя по организации фельдшерского пункта.
Обязанность по созданию на предприятиях фельдшерских пунктов законодательно не установлена. В СНиПе 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 782) носящем добровольных характер применения, установлено, что при проектировании на предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты.
Численность сотрудников ООО "ТоннельЮжСтрой" составляет 163 человека. Таким образом, ООО "ТоннельЮжСтрой" не должно создавать фельдшерский пункт на предприятии.
Кроме того, ООО "ТоннельЮжСтрой" осуществляет выполнение работ на объекте: "Реконструкция тоннеля на "адрес"" в качестве субподрядчика. На указанном объекте работает еще ряд субподрядных организаций. ООО "ТоннельЮжСтрой" не является застройщиком и владельцем вахтового поселка. Для проживания вахтового персонала ООО "ТоннельЮжСтрой" арендует здание общежития на 123 человека. Места проживания вахтового персонала и места производства работ обеспечены медицинскими аптечками. Для организации доставки работников в медицинское учреждение имеется дежурный автомобиль.
Ссылка инспекции на нарушение ООО "ТоннельЮжСтрой" п. 1.4. Правил внутреннего трудового распорядка вахтовых поселков ООО "ТоннельЮжСтрой" является несостоятельной, так как указанный акт является приложением к договору субподряда N "данные изъяты" от 22.06.2016. Не исполнение условий гражданско-правового договора влечет гражданско-правовую ответственность перед контрагентом данного договора, и не может являться предметом контроля со стороны государственной инспекции труда.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12 января 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТоннельЮжСтрой" просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что оспариваемое предписание было составлено без составления акта проверки, что является грубым нарушением норм "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кроме того, указывает, что формулировка пункта 3 предписания создает неопределенность его исполнения. Непонятно, какую из обязанностей Общество должно совершить - провести специальную оценку или организовать прохождение медицинского осмотра. Аналогичные противоречия содержатся в формулировках п. 5 и п. 11 предписания.
Полагает, что судом не было принято во внимание, что на часть рабочих мест ООО "ТоннельЮжСтрой" уже провело специальную оценку. Данный отчет предоставлялся инспектору труду, однако во внимание инспектором не принят. Также данный отчет предоставлялся суду, однако, суд в качестве доказательства данный отчет не принял, мотивировав это тем, что испытательная лаборатория организации, проводившей спецоценку находится в Сочи, а строительный объект ООО "ТоннельЮжСтрой" находится в Кемеровской области. Данный вывод суда основан на неверном толковании норм права, так как действующее законодательство не ограничивает деятельность организаций, проводящей специальную оценку какой-либо территорией. До настоящего времени результаты указанной специальной оценки никем не оспорены.
Считает, что судом неверно сделан вывод о законности требования инспектора, изложенного в п. 5 предписания, а именно "соблюдать положения п. 4.5. Правил внутреннего трудового распорядка о соблюдении режима труда и отдыха в вахтовом поселке ООО "ТоннельЮжСтрой". Правила с указанным наименованием в Обществе не издавались. В материалах проверки Общество предоставляло Правила внутреннего распорядка вахтовых поселков. Формулировка пункта 5 предписания обязывает соблюдать требования не существующего документа.
Полагает, что судом необоснованно сделан вывод о том, что приложение к договору субподряда является локальным нормативным актом Общества, так как трудовым законодательством установлены особые требования к порядку принятия локальных актов и ознакомления с ними работников.
Кроме того, полагает неверным вывод суда о том, что результаты специальной оценки, проведенной ИТЦ "Качество" 25.08.2015 не могут быть применены к рабочему месту ФИО15, так как специальная оценка была проведена на иной территории.
Указывает, что судом не верно сделан вывод о правомерности возложения на ООО "ТоннельЮжСтрой" обязанности по организации фельдшерского пункта, согласно п. 11 предписания. Вывод суда о правомерности данного требования сделан исключительно на том, что работодатель обязан организовывать медицинскую помощь своим работникам, не учитывая при этом, что действующее законодательство устанавливает разные формы реализации данной обязанности в зависимости от численности работников. Различия между медпунктом и фельдшерским пунктом существенны, согласно СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 782) предусмотрены следующие категории организации помещений для медицинского обеспечения работников: медпункты, фельдшерские и врачебные здравпункты. В данном документе установлено, что при списочной численности работающих от 50 до 300 человек необходимо предусматривать медицинский пункт. Площадь медицинского пункта следует принимать: 12 м2 - при списочной численности от 50 до 150 работающих, 18 м2 - от 151 до 300. Медицинский пункт должен иметь оборудование, определенное заданием на проектирование. Требования, предъявляемые к фельдшерскому пункту гораздо выше, чем к медицинскому пункту, организация фельдшерского пункта требует гораздо больше площадей, технической оснащенности, финансовых ресурсов и медицинского персонала.
Кроме того, указывает, что государственным инспектором при вынесении предписания не был исследован вопрос о численности работников Общества. Обществом была предоставлена государственному инспектору справка о численности работников, однако во внимание не принята. Также судом не дана правовая оценка представленному статистическому отчету о численности работников, согласно которому на октябрь 2016 численность работников составляла 178 человек.
Лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. С учетом требований ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 20.09.2016 в АБК вахтового поселка ( "адрес") скончался ФИО16 от острой коронарной недостаточности, развившейся на фоне коронарокардиосклероза, о чем был составлен акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом).
26.10.2016 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Кемеровской области Чхетия Л.В. было вынесено предписание N "данные изъяты" об устранении нарушений трудового законодательства, которым истец обязан:
провести внеплановый инструктаж по охране труда и безопасности жизнеобеспечения работников в вахтовом поселке, с работниками рабочих профессий участка N 1 ООО "ТоннельЮжСтрой", срок выполнения до 25.10.2016 (пункт 1);
провести обучение по охране труда с работниками участка N 1, в срок до 01.12.2016 г. (пункт 2);
провести специальную оценку условий труда, в соответствии с ч. 2 п. 11 ст. 212 ТК РФ, в срок до 01.03.2017 (пункт 3);
постоянно соблюдать требования ст. 213 ТК РФ о проведении обязательного медосмотра за счет средств работодателя при приеме на работу (пункт 4);
постоянно соблюдать требования ч. 2 п. 6 ст. 212 ТК РФ, положения п. 4.5 Правил внутреннего трудового распорядка о соблюдении режима труда и отдыха в вахтовом поселке ООО "ТоннельЮжСтрой" (пункт 5);
постоянно оговаривать и выплачивать работникам за работу во вредных условия труда не менее 4% от тарифной ставки (оклада) в соответствии со ст. 57, 147 ТК РФ (пункт 6);
начислить и оплатить ФИО17 оплату за вредные условия труда, в соответствии со ст. 147 ТК РФ, за вест период работы, в срок до 15.11.2016 (пункт 7);
исследовать трудовые договоры других работников и внести в трудовые договоры пункт о доплате за вредные условия труда, в соответствии со ст. 57, 147 ТК РФ, в срок до 01.12.2016 (пункт 8);
постоянно предусматривать в трудовых договорах с работниками, работающих во вредных условиях труда, гарантии и компенсации за вредные условия труда (дополнительное питание, дополнительный отпуск смывающие, регенерирующие и обезжиривающие средства, в соответствии со ст. 57, 117 ТК РФ (пункт 9);
начислить и оплатить ФИО18. компенсацию за неиспользованный отпуск за вредные условия труда, в соответствии со ст. 117 ТК РФ, за весь период работы, в срок до 15.11.2016 г. (пункт 10);
организовать работу фельдшерского пункта в вахтовом поселке ООО "ТонельЮжСтрой" в соответствии с ч. 2 п. 18 ст. 212 ТК РФ, п. 14 Правил внутреннего трудового распорядка вахтовых поселков ООО "ТоннельЮжСтрой" в поселке расположенном в районе "адрес", в срок до 01.12.2016 (пункт 11).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что требования государственного инспектора труда, указанные в предписании от 26.10.2016 в обжалуемой части не противоречат закону.
Судебная коллегия полагает выводы суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным предписания в части пунктов 3, 5 и 11 по существу правильными, доводы апелляционной жалобы в части указанных пунктов не могут являться основанием для отмены решения суда и не свидетельствуют о его незаконности и незаконности предписания.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ при исполнении обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда.
Судебная коллегия полагает обоснованными выводы государственного инспектора труда о том, что специальная оценка условий труда рабочего места - газоэлектросварщих занятый на резке и ручной сварке работодателем ООО "ТоннельЮжСтрой" на участке Томусинский железнодорожный тоннель "адрес" ( "адрес") не проведена, поскольку представленный работодателем отчет о проведении специальной оценке условий труда в ООО "ТоннельЮжСтрой" от 25.08.2015 (л.д. 8-28) не свидетельствует о том, что при проведении специальной оценки были выполнены требований ст. ст. 8, 9, 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, поскольку представленный доказательства на свидетельствуют о том, рабочие места на участке Томусинский железнодорожный тоннель "адрес" были включены в перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, или указано в качестве аналогичных при ее проведении.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно отказал в удовлетворении требований в части признания незаконным пункта 3 предписания. Доводы апелляционной жалобы о том, что указанный пункт содержит противоречие в определении возложенной обязанности не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку из буквального толкования пункта 3 предписания следует, что возложена обязанность провести специальную оценку условий труда.
Судебная коллегия полагает правильными выводы суда об отсутствии оснований для признании незаконным пункта 11 предписания, по следующим основаниям.
Согласно ст. 223 ТК РФ установлено, что санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Из трудового договора N 26 от 01.07.2016, заключенного с работником ФИО19 (л.д. 33-35) следует, что ФИО20 принят в ООО "ТоннельЮжСтрой" (работодатель) с 01.07.2016 по вахтовому методу работы (раздел 5 трудового договора) в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, "Положением о вахтовом методе ведения работ в ООО "ТоннельЮжСтрой".
Вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (абз. 1 ст. 297 ТК РФ).
Согласно абз. 3 ст. 297 ТК РФ работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.
Согласно п. 3.1. Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82 "Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ" (применяемых в соответствии с требованиями ст. 423 ТК РФ, в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, далее - Основные положения), вахтовые поселки представляют собой комплекс жилых, культурно-бытовых, санитарных и хозяйственных зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников, работающих вахтовым методом, в период их отдыха на вахте, а также обслуживания строительной и спецтехники, автотранспорта, хранения запасов товарно-материальных ценностей.
В соответствии с п. 3.2 Основных положений ответственность за содержание вахтовых поселков, организацию бытового обслуживания, политико-воспитательной и культурно-массовой работы с проживающими возлагается на администрацию и профсоюзный комитет предприятия, на балансе которого находится вахтовый поселок. Администрацией этих предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом утверждается внутренний распорядок обслуживания для всех проживающих в данном поселке.
Согласно п. 8.5 Основных положений органы и учреждения здравоохранения, на территории которых базируются вахтовые поселки, а также объекты (участки), обеспечивают медицинской помощью вахтовиков, организовывая в них фельдшерские пункты при численности работающих от 50 и более, врачебные здравпункты - от 500 работающих и более и амбулатории - от 1500 работающих, а при численности работающих до 50 человек - медицинские бригады, периодичность выездов которых согласовывается с администрацией предприятия. Доставка выездных медицинских бригад на объекты осуществляется предприятиями.
В ходе рассмотрения дела административным истцом не представлено доказательств выполнения требований законодательства по принятию мер, направленных на организацию медицинской помощи работникам, работающем вахтовым методом, выводы суда о законности предписания в части пункта 11 являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на СНиП 2.09.04-87 Административные и бытовые здания не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку разделом 1 указанного акта установлена область его применения, оснований для применения указанного акта к спорным правоотношениями апеллянтом не приведено.
Согласно пункту 5 предписания указано постоянно соблюдать требования ч. 2 п. 6 ст. 212 ТК РФ, положения п. 4.5 Правил внутреннего трудового распорядка о соблюдении режима труда и отдыха в вахтовом поселке ООО "ТоннельЮжСтрой".
Согласно указанной государственным инспектором норме права работодатель обязан обеспечить соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В ходе рассмотрения дела были представлены Правила внутреннего распорядка вахтовых поселков, утвержденных генеральным директором ООО "ТоннельЮжСтрой" (л.д. 59-62), согласно которым установлены права и обязанности Общества и работников Общества, проживающих в вахтовом поселке, обязательные для всех проживающих в вахтовом поселке (п. 1.5 Правил). Соответственно, представленные правила, содержащие нормы трудового права, обязательные для соблюдения работодателем и работниками, может являться предметом контроля государственной инстанции труда, и возложение обязанности по соблюдению его условий не может повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца.
Формальное некорректное отражение в предписании наименования Правил не свидетельствует о незаконности предписания в указанной части, поскольку не вызывает затруднения в определении содержания возложенной обязанности.
Доводы жалобы о том, что нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку не составлялся акт проверки, не могут являться основанием для отмены решения суда в указанной части, поскольку предписание выдано по результатам расследования несчастного случая на производстве.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда в указанной части судебной коллегий не установлено.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным предписания в части пунктов 7 и 10, выводы суда в указанной части не мотивированы, постановлены на основе неправильного применения норм материального права.
Согласно пунктам 7 и 10 предписания государственным инспектором труда возложена обязанность начислить и оплатить ФИО21 оплату за вредные условия труда, в соответствии со ст. 147 ТК РФ и компенсацию за неиспользованный отпуск за вредные условия труда.
Оспариваемое предписание не содержит обоснования возложения указанной обязанности на работодателя.
Вместе с тем, из представленных доказательств следует, что при заключении трудового договора по профессии электрогазосварщик занятый на резки и ручной сварке 4 разряда условия труда были определены как допустимые (раздел 5 трудового договора).
Государственным инспектором труда установлено и являлось предметом предписания, что специальная оценка условий труда указанного рабочего места не проведена.
Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ установлено четыре класса условий труда по степени вредности и (или) опасности: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные условия труда (4 класс) (ч. 1), а также установлены 4 степени вредных условий труда (подклассы - 3.1, 3.2, 3.3, 3.4).
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере в соответствии со ст. 147 ТК РФ.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Согласно ст. 381 ТК РФ определено понятие индивидуального трудового спора, как: неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, соответственно государственный инспектор труда не наделен полномочиями по разрешению индивидуальный трудовых споров, в том числе споров по установлению условий труда в трудовом договоре.
Полномочия государственного инспектора труда определены статьями 356-357 ТК РФ.
При этом, государственный инспектор труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абз. 6 ст. 357 ТК РФ).
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (абз. 15 ст. 357 ТК РФ).
Таким образом, по вопросам, затрагивающим вопросы индивидуальных трудовых споров, государственный инспектор труда вправе выдать предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Принимая во внимание, что при заключении трудового договора условия труда были определены как допустимые, кроме того, согласно представленному протоколу исследования от 26.10.2016 (л.д. 136-137) условия труда также определены как допустимые, иных доказательств не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что предписание в части пунктов 7 и 10 выдано государственным инспектором труда за пределами предоставленных полномочий, поскольку разрешение вопроса о наличии или отсутствии оснований для осуществления выплат и компенсаций, связанных с вредными условиями труда носит характер индивидуального трудового спора.
Доводы государственного инспектора труда со ссылкой на Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" не могут свидетельствовать о наличии очевидных нарушений трудового законодательства, поскольку в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что работы осуществлялись с специальных условиях труда, установленных п. 13 раздела XIII "Сварочные работы", вместе с тем, в соответствии с ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" является общеотраслевой профессией, и не может быть безусловно отнесена к категории профессий с вредными и опасными условиями труда.
Указанное свидетельствует о наличии индивидуального трудового спора, что не было принято во внимание судом при вынесении решения, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения не были применены, что повлекло неправильные выводы суда и является основанием для отмены решения суда в указанной части.
Принимая новое решение в отменной части, судебная коллегия полагает необходимым признать незаконным предписание государственного инспектора труда в части пунктов 7 и 10 предписания.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12 января 2017 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания в части пунктов 7 и 10 отменить, в отмененной части принять по делу новое решение: признать незаконным предписание государственного инспектора труда N "данные изъяты" от 26 октября 2016 года в части пунктов 7 и 10.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.