Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Боклина В.П. на постановление судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Боклина В.П.,
установил:
постановлением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2017 года (должность) муниципального образования " название" Оренбургского района Оренбургской области (далее - МО " название") Боклин В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Боклин В.П. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле (Боклин В.П., прокурор Оренбургского района Оренбургской области Курамшин В.З.), надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., прихожу к следующему.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела, перечисленные в данной норме, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года (вопрос N 10), в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года (вопрос N 7), где разъяснено применение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при схожих правоотношениях, в отношении перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ составов возможность отнесения их рассмотрения к компетенции суда поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
В ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ предусматривается, что административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ относит к подсудности районных судов дела об административных правонарушениях, за которые может быть назначено наказание в виде дисквалификации.
По общему правилу, передача дела об административном правонарушении на рассмотрение судьи не требует принятия какого-либо специального решения и оформляется простым сопроводительным письмом. Исключение из этого правила составляют дела об административных правонарушениях, перечисленные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которые направляются в суд на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Такое определение выносится в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
Согласно положениям ст. 23.7.1 и ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ, рассматривают органы, исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, судьями дела данной категории рассматриваются в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судьи.
Исходя из изложенного следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, подведомственно судье районного суда только при наличии определения должностного лица о передаче дела судье, вынесенного в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
В нарушение указанных требований закона и положений ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Боклина В.П. прокурором Оренбургского района направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка N 3 Оренбургского района Оренбургской области.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 Оренбургского района Оренбургской области от 05 декабря 2016 года материалы дела переданы на рассмотрение в Оренбургский районный суд Оренбургской области.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей разрешается вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение дела. Если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.
Вместе с тем, судья Оренбургского районного суда Оренбургской области принял дело к своему производству и разрешилпо существу, оставив без внимания то обстоятельство, что органом прокуратуры и мировым судьей нарушен установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено судьей районного суда без соответствующего решения должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дел данной категории.
При таких обстоятельствах постановление судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Боклина В.П. подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
При этом положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку оно не связано с длительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретных нарушений в области распределения бюджетных средств.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год.
Ввиду того, что Боклин В.П. является должностным лицом, к нему могла быть применена санкция в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, Боклину В.П. вменяется нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных из средств областного бюджета и Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, выразившееся в том, что аварийный дом, расположенный на территории МО " название", подлежащий сносу в 1 квартале 2016 года на момент проведения проверки не снесен; переселение граждан из жилых домов в благоустроенные жилые помещения, в объемах, предусмотренных Программой, осуществлено в период с 15 по 20 марта 2016 года, тогда как в соответствии с Программой должно было осуществлено в 4 квартале 2015 года, то есть переселение граждан осуществлено с нарушением сроков, установленных Программой и Соглашением.
Таким образом, датой совершения административного правонарушения в части несвоевременного переселения граждан является 31 декабря 2015 года; сноса аварийного дома - 31 марта 2016 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по данному делу об административном правонарушении истек 31 марта 2017 года.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Боклина В.П. удовлетворить частично.
Постановление судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Боклина В.П. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.