Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Коваленко А.И., Сенякина И.И.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от (дата) по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района в интересах Кайбалдиевой А.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя ГУ-УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области Иванова М.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Трофимова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области, действующий в интересах Кайбалдиевой А.М., обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период с (дата) Кайбалдиева А.М. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца. С момента достижения 18 лет (дата) до (дата) Кайбалдиева А.М. обучалась в Уральском технологическом колледже "Сервис" Республики Казахстан по очной форме обучения. С (дата) выплата указанной пенсии ей была прекращена, согласно решению N от (дата) начальника УПФ РФ в г. Бузулуке отказано в возобновлении выплаты ей пенсии по случаю потери кормильца, поскольку не представлено направление на обучение в соответствии с международными договорами РФ за пределами территории Российской Федерации. Считает, что данное решение противоречит Конституции РФ. Кайбалдиева А.М. имела право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до достижения возраста 23 лет, она самостоятельно поступила в иностранное образовательное учреждение и получала образование по очной форме обучения. Просил суд признать незаконным решение N от (дата) начальника ГУ УПФ РФ в г.Бузулуке об отказе в продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца Кайбалдиевой А.М. по заявлению от (дата). Обязать ответчика возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца Кайбалдиевой А.М. с (дата).
В судебном заседании прокурор Демидов А.В. поддержал исковое заявление прокурора Первомайского района и просил его удовлетворить.
Истец Кайбалдиева А.М. поддержала исковое заявление прокурора и просила суд обязать ответчика возобновить ей выплату страховой пенсии по случаю потери кормильца за период с (дата) по (дата) Суду пояснила, что в Уральский технологический колледж она поступила самостоятельно, без направления, училась с (дата) по (дата). Выплата пенсии ей фактически была приостановлена с (дата). и была возобновлена с (дата) в связи с обучением на очном отделении Самарского медицинского колледжа.
Представитель ответчика по доверенности Иванов М.Н. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Кайбалдиева А.М. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца до достижения 18 лет. С (дата) ей была прекращена выплата пенсии, поскольку она получала образование по очной форме обучения в иностранном образовательном учреждении при отсутствии направления на обучение в соответствии с международными договорами РФ, как предусмотрено п.3 ст.57 ФЗ "Об образовании" и ст.10 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением суда исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Кайбалдиевой А.М. удовлетворены. Суд постановил:признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке (межрайонное) N от (дата) об отказе в продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца Кайбалдиевой А.М. по заявлению от (дата) Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бузулуке (межрайонное) возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца Кайбалдиевой А.М. за период с (дата) по (дата)
В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Кайбалдиева А.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства телефонограммой.
Судебная коллегия в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК РФ определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Согласно ч. 1 и п. 1 ч 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, действующего в настоящее время, предусматривается право обучающихся на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет
Как установлено судом первой инстанции, Кайбалдиева А.М., (дата) года рождения, с (дата) являлась получателем пенсии по потере кормильца, выплата пенсии была установлена до достижения истцу 18 лет, а именно по (дата). Выплата пенсии была прекращена с (дата).
(дата) истец обратилась в УПФ РФ с заявлением о продлении выплаты пенсии на основании справки об обучении, из которой следует, что она является студентом очной формы обучения Уральского технологического колледжа "Сервис" Республики Казахстан с (дата) по (дата).
Решением N от (дата) начальника ГУ УПФ РФ в г.Бузулуке отказано в продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца Кайбалдиевой А.М. по заявлению от (дата).
Причиной отказа в продлении выплаты пенсии явилось то обстоятельство, что обучение Кайбалдиевой А.М. в иностранном образовательном учреждении осуществлялось по личной инициативе, без направления на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался статьей 39 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 статьи 57 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", который по своему буквальному смыслу, не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные учреждения и обучению в них, в том числе, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования.
Кроме того, указанный пункт, как регулирующий отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством, что исключает возможность его истолкования как устанавливающего в качестве условия приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца обучающимися в иностранных образовательных учреждениях совершеннолетними детьми наличие договора, на основании которого они были направлены на учебу в иностранные образовательные учреждения, и тем самым ограничивающего право тех из них, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и обучается в нем, на получение названной пенсии.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства и правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Постановлении от 27 ноября 2009 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа в выплате истцу пенсии по случаю потери кормильца. В связи с чем, суд обоснованно удовлетворил требования истца и признал за Кайбалдиевой А.М. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что истец не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как у нее отсутствует направление на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации со стороны российского учебного заведения, не опровергает выводов суда.
Довод ответчика о том, что предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации были взаимосвязанные положения пункта "а" части третьей статьи 29 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 3 статьи 57 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", а не взаимосвязь с положениями п. 1 ч. 2 ст. 9 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с чем в данном случае данное Постановление не может быть применено, является несостоятельным.
Из вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ следует, что его позиция о незаконности различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, распространяется на всю сферу пенсионного обеспечения в Российской Федерации, поскольку не могут быть дискредитированы в правах дети, самостоятельно поступившие в иностранное учебное заведение, получающие пенсию по случаю потери кормильца по основаниям 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ".
Таким образом, лица, самостоятельно поступившие и обучающиеся в иностранных образовательных учреждениях имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения прав на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 и 39 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения по изложенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, согласно ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от
(дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.