Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей областного суда Инякина Н.А., Судак О.Н., при секретаре Плешивцевой К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Степанова Н.Г. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Степанова Н.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казённому учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Гайская больница" города Гай, Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" о возложении обязанности заключить договор об оказании медицинской помощи, возмещении убытков,
заслушав доклад судьи Самохиной Л.М., пояснения представителя Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" - Белоусовой Т.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
Степанов Н.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав ответчиками Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального казённого учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" и Министерство Финансов Российской Федерации
В обоснование иска указал, что является ветераном военной службы, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста и выслуге лет. В соответствии с подпунктами 2, 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", имеет право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, а при их отсутствии по месту жительства - в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. С 2003 года данное право было реализовано путём заключения договора на отпуск лекарственных средств военным пенсионерам на льготных условиях от 30 июля 2003 года между войсковой частью 52236 (военный госпиталь г. Оренбурга) и закрытым акционерным обществом "Гайфармация". С 2010 г., в связи с реорганизацией войсковой части 52236 в структурное подразделение 354 окружного клинического военного госпиталя, данный договор был расторгнут.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 14 марта 2013 года по иску Степанова Н.Г. Возложена обязанность на Военный комиссариат Оренбургской области устранить нарушения законодательства в части реализации льгот, гарантий и компенсаций, предоставленных гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 911 от 31 декабря 2004 года на предоставление медицинской помощи по льготным основаниям.
Определением Гайского городского суда Оренбургской области от 25 сентября 2013 года разъяснён порядок исполнения решения Гайского городского суда Оренбургской области от 14 марта 2013 года. Указано, что решение подлежит исполнению путём направления в медицинскую службу военного округа заявки на заключение договора на медицинское обслуживание граждан, уволенных с военной службы с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения. 14 августа 2014 года исполнительное производство по исполнению указанного решения суда окончено в связи с исполнением решения суда путём направления в медицинскую службу военного округа заявки на заключение договора медицинского обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Однако, до настоящего времени его нарушенное право на льготное обеспечение лекарственными средствами и на оказание медицинской помощи на льготных основаниях не восстановлено.
Просил признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации: командующего войсками Центрального военного округа генерал-полковника ФИО1, заместителя командующего войсками Центрального военного округа по работе с личным составов генерал-майора ФИО2, начальника медицинской службы Центрального военного округа, полковника медицинской службы ФИО3, выразившееся в нарушении его права на бесплатную медицинскую помощь, как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижению предельного возраста и выслуге лет. Признать незаконными их действия (бездействие), выразившееся в отказе заключить с МУЗ "Гайская районная больница" договора об оказании медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы. Обязать их устранить данные нарушения закона. Обязать Федеральное казённое учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" заключить с государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Гайская районная больница" договор об оказании медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы, на льготных основаниях
Уточнив исковые требования, просил обязать Федеральное казённое учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" заключить с государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Гайская районная больница" договор об оказании медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы, или обязать заключить указанный договор территориальный орган федерального органа исполнительной власти в Оренбургской области (Военный комиссариат Оренбургской области). Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в свою пользу компенсацию морального вреда - 10 000 рублей, убытки - 334 рубля 50 копеек.
Определением суда от 23 мая 2016 года производство по указанному гражданскому делу прекращено в части исковых требований Степанова Н.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия (действий) должностных лиц - командующего войсками Центрального военного округа генерал-полковника ФИО1, заместителя командующего войсками Центрального военного округа по работе с личным составов генерал-майора ФИО2, начальника медицинской службы Центрального военного округа полковника медицинской службы ФИО3, выразившееся в нарушении его права на бесплатную медицинскую помощь, как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижению предельного возраста и выслуге лет, отказе заключить с МУЗ "Гайская районная больница" соответствующего договора об оказании медицинской помощи гражданам, уволенным с военной службы.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 мая 2016 года Степанову Н.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации о признании незаконными бездействия должностных лиц, понуждении к заключению договора об оказании медицинской помощи, взыскании убытков, компенсации морального вреда, отказано.
В апелляционной жалобе Степанов Н.Г., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Степанов Н.Г., представители Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации, Федерального казённого учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Гайская больница" города Гай, Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" не явились.
Степанов Н.Г., представители муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Гайская больница" города Гай представили заявления о рассмотрении жалобы в своё отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях, а при отсутствии таких учреждений по месту жительства военнослужащих и в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
В силу пункта 5 данной статьи, указанные права военнослужащих распространяются на офицеров, прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Судом установлено, что Степанов Н.Г. является ветераном военной службы, уволенным с военной службы по достижению предельного возраста и выслуге лет. В связи с этим, истец имеет право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениям государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Нормой приведенного пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что расходы учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 N 911, граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи. При обращении в организацию здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием, соединением, воинской частью внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска), непосредственно подчиненными главнокомандующему внутренними войсками, военно-медицинской организацией (в том числе для лиц, находящихся на лечении, обследовании или освидетельствовании), территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Гарантированный объем бесплатных медицинских услуг предоставляется в рамках, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 932), в остальных случаях такая помощь осуществляется на возмездной основе, если специальными законоположениями не предусмотрено оказание этих услуг конкретным категориям граждан бесплатно.
Договор о предоставлении медицинского обслуживания согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором.
Обязательность заключения такого договора между учреждением здравоохранения и территориальным органом федерального органа исполнительной власти следует из приведенных выше норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Суд первой инстанции с учётом вышеуказанных правовых норм пришёл к правильному выводу о том, что правом обратиться в суд с требованием заключить публичный договор обладает одна из сторон договора. Поскольку истец стороной договора об оказании медицинской помощи не является, оснований для удовлетворения его исковых требований о возложении обязанности заключить договор, не имеется.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих", которым установлены порядок и правила оказания медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения офицерам, прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы, как верно указал суд, не предусмотрен такой способ защиты права на медицинскую помощь как требование к территориальному органу федерального органа исполнительной власти заключить договор с муниципальным или государственным учреждением здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда о том, что реализация права на бесплатную медицинскую помощь не зависит от наличия или отсутствия договора между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением государственной или муниципальной систем здравоохранения. Наличие такого договора требуется для возмещения расходов муниципальным или государственным учреждениям здравоохранения.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911, военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения оказывается скорая медицинская помощь, а при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти.
Истец не представил доказательств, что муниципальным или государственным учреждением здравоохранения ему было отказано в бесплатном получении медицинской помощи и лекарств, в связи с отсутствием такого договора, что также указывает на правомерность отказа судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований Степанова Н.Г.
Разрешая требования истца о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации расходов на почтовые отправления в сумме 334 рубля 50копеек, суд пришёл к выводу, что они были понесены истцом по иным делам, а не по рассматриваемому гражданскому делу, в связи с чем в рамках рассматриваемого спора возмещению не подлежат.
В силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд верно указал, что истцом не представлено доказательств возникновения убытков, причинно-следственной связи между действиями ответчиков и убытками, вины ответчиков.
В апелляционной жалобе Степанов Н. Г. указывает на нарушение норм процессуального права, поскольку определение суда от 23 мая 2016 года о прекращении производства по делу в части было вынесено судом вне совещательной комнаты, после окончания судебного заседания, в его (истца) отсутствие. Данное определение не соответствует предъявляемым к нему требованиям статей 224,225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, копия которого ему в установленном процессуальным законом порядке выслана не была.
Указанный довод судебной коллегией отвергается, поскольку опровергается материалами дела. Из протокола судебного заседания от 23 мая 2016 года следует, что Степанов Н.Г. принимал личное участие в рассмотрении дела. Определение суда от 23 мая 2016 года вынесено в совещательной комнате, по возвращении из которой было оглашено в судебном заседании. Замечаний на протокол судебного заседания от 23 мая 2016 года Степановым Н.Г. не подавалось. Ссылка на не направление истцу копии определения, отмену правильного по существу решения суда повлечь не может.
Более того, определением судьи от 28 июня 2016 года апелляционная жалоба Степанова Н.Г. в части содержащихся в ней требований об отмене определения от 23 мая 2016 года возвращена. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 августа 2016 года определение судьи от 28 июня 2016 года оставлено без изменения.
Из представленных в материалы дела доверенностей следует, что ФИО17 в суде первой инстанции была уполномочена на представление интересов Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области". Довод жалобы апеллянта на отсутствие у неё соответствующих полномочий основан на ошибочном толковании норм процессуального закона.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки нет. Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным законом. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В тоже время судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению с изложением резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Степанову Н.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казённому учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Гайская больница" города Гай, Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" о возложении обязанности заключить договор об оказании медицинской помощи, возмещении убытков, компенсации морального вреда - отказать". Из материалов дела следует, что судом рассматривались исковые требования с учётом внесённых Степановым Н.Г. уточнений относительно указанного круга ответчиков, что в резолютивной части отражения не нашло.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 мая 2016 года изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "Степанову Н.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казённому учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Гайская больница" города Гай, Федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области" о возложении обязанности заключить договор об оказании медицинской помощи, возмещении убытков, компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.