Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Коваленко А.И. и Морозовой Л.В.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Калиева К.А. на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Калиева К.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения истца Калиева К.А. доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителей ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Саракташском районе Оренбургской области Кучеровой Г.В. и Тонконогих Е.А., против удовлетворения апелляционной жалобы возражавших, оценив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
Калиев К.А. обратился в суд с указанным выше иском к УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в Саракташском районе Оренбургской области по тем основаниям, что он является получателем трудовой пенсии по старости на основании п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", однако расчет его пенсии ответчиком произведен без учета включения в стаж периода работы в Республике Казахстан с (дата)., истец просил обязать УПФ Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области произвести перерасчет его пенсии с учетом включения в стаж периода работы в Республике Казахстан с (дата), исходя из среднемесячного заработка *** с (дата).
Истец Калиев К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители ответчика Кучерова Г.В. против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением Саракташского районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2016 года исковые требования Калиева К.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Калиев К.А., по указанным в ней основаниям, ссылаясь на незаконность и не обоснованность решения суда, просит его отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в Саракташском районе Оренбургской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который определяется по формуле (статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом.
Исчисление трудовых (с (дата) страховых) пенсий в Российской Федерации производится исходя из продолжительности общего трудового стажа до (дата), заработка за период с (дата)., подтвержденного сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, либо за любые 60 месяцев подряд до (дата) на основании документов работодателей либо государственных (муниципальных) органов и страховых взносов, уплаченных (с (дата).- начисленных) работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды, начиная с (дата)
Судом установлено и из материалов дела следует, что Калиеву К.А. с (дата) назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", общий трудовой стаж по состоянию на (дата) составил ***
В общий трудовой стаж включены периоды работы, указанные в трудовой книжке истца от (дата), выданной Саракташским автотранспортным предприятием, представленной истцом ответчику (дата): с (дата).- работа; с (дата).- служба в армии; с (дата). - работа; с (дата).- работа; с (дата).- работа; с (дата).- работа; с (дата).- работа по Списку N2; с (дата).- работа; с (дата).- работа в Республике Казахстан, Список N2; с (дата).- работа в Республике Казахстан; с (дата).- работа в Республике Казахстан; с (дата).- работа в Республике Казахстан. Документального подтверждения периода работы в Республике Казахстан с (дата) истцом при обращении с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии представлено не было.
На (дата) размер трудовой пенсии по старости истца составил *** ( *** базовая часть пенсии, *** страховая часть пенсии).
Размер пенсии рассчитан из расчета общего трудового стажа на (дата) ( ***.), заработка за *** месяцев за период с (дата) отношение заработков составляет *** а максимальное отношение заработков ***. (среднемесячный фактический заработок ***, среднемесячная заработная плата по стране за этот период составляет ***). Введен заработок и за период с (дата) отношение заработков составляет ***, (среднемесячный фактический заработок ***, среднемесячная заработная плата по стране за этот период составляет ***), размер пенсии остался прежним.
С (дата). с учетом индексации базовой части пенсии на ***, размер пенсии составил *** ( ***), где *** базовая часть пенсии, *** страховая часть пенсии.
(дата) Калиев К.А. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, представив соответствующие документы выписки из приказов о приеме на работу и увольнении, в связи с чем, общий трудовой стаж по состоянию на (дата) составил *** ( (дата).).
С учетом представленных документов с (дата) ответчиком Калиеву К.А. был произведен перерасчет размера трудовой пенсии по старости, который составил *** ( *** базовая часть пенсии, *** страховая часть пенсии). Кроме того, с (дата) произведена индексация страховой части пенсии на ***, исходя из расчета ( ***) размер пенсии составил ***, где *** базовая часть, *** рублей страховая часть.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях " со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понималась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц периоды работы после 01.01.2002 г. не учитываются.
Вместе с тем, за указанные периоды учитываются страховые взносы, начисленные и уплаченные в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации, размещенные на индивидуальном лицевом счете, определяющие расчетный пенсионный капитал, из которого исчисляется размер страховой части трудовой пенсии.
В соответствии с п.12 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
На основании статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч.1, ч.2 ст.14 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета.
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств области пенсионного обеспечения", подписанного государствами-участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, следует: правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статья 1 данного Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Гражданам государств-участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
В соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для определения права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданами государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также не территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Стаж работы после вступления в силу данного Соглашения засчитывается для определения права на пенсию, при предоставлении справки об уплате страховых взносов на пенсионное страхование той страны, где осуществлялась трудовая деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Рекомендаций, содержащихся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Письмом Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов от (дата) N установлено, что органом Республики Казахстан, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
Поскольку справка Республиканского Государственного Казенного Предприятия "Государственный центр по выплате пенсий", подтверждающая уплату страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) за период с (дата). истцом не была представлена, ответчиком была истребована данная информация самостоятельно.
Согласно полученным ответчиком сведениям (дата), за период работы истца в Республике Казахстан с (дата) г. по (дата) г. производилась уплата страховых взносов на пенсионное страхование в Пенсионный фонд Республики Казахстан, в связи с чем, данный период трудовой деятельности Калиева К.А. был включен в страховой стаж с (дата)
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета страховые взносы истцом в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, в связи с чем, оснований для перерасчета размера пенсии, у ответчика не имелось.
Проверялся судом первой инстанции и довод истца в той части, что при первоначальном обращении в УПФР в Саракташском районе Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, истцом было предоставлено две трудовых книжки, однако оценив представленные истцом доказательства, суд пришёл к выводу, что данный довод истца своего подтверждения в судебном заседании не нашел.
С таким выводом суда судебная коллегия также соглашается, поскольку он подтверждается материалами дела, в частности, согласно перечню документов, приобщенных к заявлению Калиева К.А. о назначении пенсии от (дата) была представлена только одна трудовая книжка.
При таких, установленных судом первой инстанции обстоятельствах, судом верно указано, что пенсия ответчиком была назначена на основании заявления пенсионера и представленных документов, поэтому ответчиком нарушений норм материального права при назначении пенсии истцу допущено не было.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саракташского районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Калиева К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.