Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Трифоновой О.М,
судей областного суда Устьянцевой С.А., Коваленко А.И.,
при секретаре Ширяевой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Торгово - промышленная компания "Домохозяин" к Пушниной В.А. о возложении обязанности предоставить копии решений собственников помещений многоквартирного дома и приложений к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома
по апелляционной жалобе Пушниной В.А.
на решение Промышленного районного суда г.Оренбурга от 16 января 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., пояснения представителя истца Файзуллина Э.М., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО Торгово-промышленная компания "Домохозяин" (далее ООО ТПК "Домохозяин") обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома N по (адрес) собственниками принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управляющей организации ООО ТПК "Домохозяин". (дата) истцу по почте поступила копия протокола общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от (дата), направленная председателем совета дома Пушниной В.А., которая являлась инициатором проведения данного собрания. В нарушение требований жилищного законодательства ответчик не представила истцу копии решений собственников, в связи с чем, ей был направлено требование от (дата) о предоставлении копий решений собственников, которое до настоящего времени не исполнено. Кроме того, ответчиком не представлены приложения к протоколу общего собрания, перечень которых установлен пунктом 19 Приказа Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата) N/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор". Истец полагает, что без приложений копий решений собственников, принятых на общем собрании, представленный ответчиком протокол не может быть признан законным и действительным. Просил суд возложить на Пушнину В.А. обязанность предоставить ООО "ТПК "Домохозяин" копии решений собственников, принятых на собрании (дата), а также копии приложений к протоколу внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 19 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 937/пр.
Представитель истца ООО ТПК "Домохозяин" Файзуллин Э.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик Пушнина В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Промышленного районного суда г.Оренбурга от 16 января 2017 года исковые требования ООО ТПК "Домохозяин" удовлетворены. Суд постановил:обязать Пушнину В.А. предоставить ООО ТПК "Домохозяин" копии решений собственников многоквартирного дома, принятых на собрании (дата), и копии приложений к протоколу внеочередного собрания собственников, указанных в пунктах "а" - "ж" пункта 19 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 года N937/пр, а именно: реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме; сообщение о проведении общего собрания; реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников); список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме; доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия предстаивтелей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на собрании; документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и постановленных на голосование, принимались решения на общем собрании; решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно - заочного или заочного голосования. Этим же решением с Пушниной В.А. в пользу ООО ТПГ "Домохозяин" взыскано *** рублей - расходы по уплате государственной пошлины, *** рублей - почтовые расходы.
В апелляционной жалобе Пушнина В.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Пушнина В.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно - строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (часть 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что собственниками помещений многоквартирного дома N по (адрес) по инициативе Пушниной В.А. проведено внеочередное общее собрание в форме очно - заочного голосования, результаты которого оформлены протоколом от (дата).
Согласно данному документу на повестку дня собрания были поставлены вопросы, в том числе, о расторжении с (дата) договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО ТПК "Домохозяин", о выборе в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом ООО, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и заключения договора управления многоквартирным домом с ООО с (дата).
По указанным вопросам повестки дня собственниками помещений приняты положительные решения.
Исполняя обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, инициатор собрания Пушнина В.А. почтой направила в ООО ТПК "Домохозяин" копию протокола внеочередного общего собрания собственников от (дата).
В письме от (дата) истец уведомил ответчика о необходимости в соответствии с требованиями закона предоставить копии решений собственников помещений многоквартирного дома.
На дату рассмотрения дела данное требование ответчиком исполнено не было.
Разрешая исковые требования, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд первой инстанции исходил из того, что на истце, как управляющей организации, в силу действующего жилищного законодательства лежит обязанность предоставить в орган государственного жилищного надзора документы, свидетельствующие о расторжении договора управления в отношении многоквартирного дома N по (адрес), и исполнению данной обязанности препятствует то обстоятельство, что ответчик, в свою очередь, не исполнила требования части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации по предоставлению в управляющую организацию копий решений собственников и приложений к протоколу общего собрания, в связи с чем, суд счел, что заявленные требования являются обоснованными и удовлетворил их.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют материальному закону, подлежащему применению, и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми он осуществляет, основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
Так, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере жилищно - коммунального хозяйства (часть 3).
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 3, 4 Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (Приложение N2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N937/пр) управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.
Передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий.
Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронный образ решений, протокола находится в открытом доступе и доступен для обозрения в системе, а также при передаче копий решений, протокола иным способом, кроме размещения в системе, - в случае наличия у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно - строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган государственного жилищного надзора.
В силу вышеприведенных норм закона на управляющую организацию возложена обязанность направить в орган государственного жилищного надзора лишь копии тех документов (решений и протоколов общего собрания собственников помещений), которые были представлены ей в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации инициатором общего собрания собственников помещений. В свою очередь, на лицо, по инициативе которого было проведено общее собрание, возложена обязанность по предоставлению копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию, исключительно для того, что бы последняя исполнила такую обязанность.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу относится установление факта невозможности исполнения управляющей организацией (истцом) обязанности по направлению документов, указанных в части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, в орган государственного жилищного надзора. Лишь при доказанности данного факта нарушенное право могло подлежать защите избранным истцом способом.
Согласно материалам дела, что не оспаривалось самим истцом, копия протокола внеочередного общего собрания собственников от (дата) на момент обращения в суд с настоящим иском у истца имелась.
Обязательное направление в адрес управляющей организации инициатором собрания каких либо приложений к протоколу внеочередного собрания собственников частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Следовательно, в силу пункта 2 указанного выше Порядка ООО ТПК "Домохозяин" имело возможность исполнить обязанность, предусмотренную статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем направления в соответствующий орган копии представленного ему инициатором общего собрания собственников помещений протокола внеочередного общего собрания собственников от (дата).
Кроме того, копии протокола от (дата) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, письменные решения собственников и другие сопутствующие документы были направлены в Государственную жилищную инспекцию по (адрес) избранной управляющей компанией, в связи с чем, каких - либо санкций к истцу в связи с непредоставлением копий решений собрания органом государственного жилищного надзора не применено.
То, что на дату рассмотрения настоящего дела многоквартирный дом N по (адрес) исключен из перечня домов, находящихся в управлении истца, в связи с предоставлением в орган государственного жилищного надзора соответствующих документов ООО, в судебном заседании не оспаривалось.
Поскольку на дату рассмотрения дела указанный многоквартирный дом был исключен из перечня домов, находящихся в управлении истца, то оснований для возложения на ответчика обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, по предоставлению ООО ТПК "Домохозяин" копий испрашиваемых им документов у суда первой инстанции не имелось.
Мотивы, по которым истец обратился в суд с настоящим иском, сводятся к вопросу о законности принятых собранием решений, что не соответствует цели, преследуемой законодателем в части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая направлена исключительно на своевременное внесение изменений в лицензии управляющих организаций в отношении перечня многоквартирных домов, находящихся в их управлении.
Кроме того, буквальное толкование части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, возлагая на инициатора собрания собственников помещений многоквартирного дома обязанность по представлению в управляющую организацию копий решений собрания собственников, данная норма закона подразумевает не бюллетени для голосования собственников, которые сами по себе решениями собрания не являются, а итоговые документы, которые оформлены по итогам голосования собственников, и к которым в рассматриваемом случае относится именно протокол общего собрания. В связи с чем, судебная полагает, что представив истцу копию протокола общего собрания, ответчик указанную обязанность перед истцом исполнила и обеспечила ему возможность направить в соответствующий компетентный орган сведения об исключении многоквартирного дома из управления ООО ТПК "Домохозяин".
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г.Оренбурга от 16 января 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Домохозяин" к Пушниной В.А. о возложении обязанности предоставить копии решений собственников помещений многоквартирного дома и приложений к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.