Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Морозовой Л.В. и Полшковой Н.В.,
при секретаре Михалевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года по гражданскому делу по иску Кияткиной И.Ю, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге Плюсниной О.Н., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, представителя истца Шапошниковой Ю.И., против удовлетворения апелляционной жалобы возражавшей, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
Кияткина И.Ю. обратилась в суд с указанным выше иском к УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге по тем основаниям, что (дата) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Не согласившись с указанным решением, считая, что действия УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают ее права на пенсионное обеспечение, истец просила суд с учетом изменений исковых требований:
признать незаконными решение начальника УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге от (дата) N
обязать УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости,
в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периоды работы:
с (дата), с (дата) фельдшер бригады реанимации и интенсивной терапии,
с (дата) - фельдшер скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации,
с (дата) курсы повышения квалификации,
обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с (дата)
Представитель истца Шапошникова Ю.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Плюснина О.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года исковые требования Кияткиной И.Ю. удовлетворены, суд постановил:
-признать решение начальника УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N незаконным в части не включения Кияткиной И.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, периодов:
-с (дата) работа в должности фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии,
с (дата) работа в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации,
с (дата) курсы повышения квалификации;
-обязать УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить Кияткиной И.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды:
с (дата), с (дата) работа в должности фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии,
с (дата) работа в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации,
с (дата) курсы повышения квалификации;
-обязать УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить Кияткиной И.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с (дата).
В апелляционной жалобе ответчик - УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге считает решение суда подлежащим отмене, поскольку суд неправильно определилюридически значимые обстоятельства и неправильно применил нормы материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Кияткина И.Ю. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 года N 175-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом "б" части 5 Правил N 781 определен порядок льготного исчисления периодов работы в структурных подразделениях как 1 год и 6 месяцев - специалистами всех наименований, медицинскими сестрами (включая старших) в отделениях в соответствии с Перечнем N 781.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в разделе 2 указаны медицинские сестры-анестезисты в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, т.е., в том числе больниц всех наименований.
Судом установлено и из материалов дела следует, что (дата) Кияткина И.Ю. обратилась в УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила ***, при требуемом *** - летнем стаже.
Не засчитаны в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев следующие периоды:
с (дата), с (дата) фельдшер бригады реанимации и интенсивной терапии,
с (дата) - фельдшер скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации.
Не засчитан в календарном исчислении как один год за один год следующий период:
с (дата) курсы повышения квалификации.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, о признании незаконным решения начальника УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N и обязании УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить Кияткиной И.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорные периоды и назначить Кияткиной И.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за такой пенсией - с (дата)
Рассматривая довод апелляционной жалобы о необоснованном включении в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы: с (дата), с (дата) работа в должности фельдшера реанимации и интенсивной терапии, с (дата) работа в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации, судебная коллегия приходит к следующему.
Спорные периоды истца подтверждаются записями в трудовой книжке и не оспаривались ответчиком.
Из материалов дела следует, что Кияткина И.Ю., работая в составе бригады реанимации и интенсивной терапии (каридореанимационной бригаде, выездной бригаде скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации), выполняет должностные обязанности медицинской сестры анестезистки, а в условиях чрезвычайных ситуаций по распоряжению старшего врача смены, проводила весь комплекс реанимационных мероприятий на догоспитальном этапе самостоятельно наряду с врачом анастезиологом-реаниматологом. Для этого Кияткина И.Ю. 1 раз в 5 лет проходит подготовку по программе сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии и имеет первый сертификат по специальности "анестезиология и реаниматология" и по программе подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи имеет второй сертификат "скорая и неотложная помощь". По результатам аттестации условий труда рабочее место фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии (выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации) имеет такие же показатели, как и у врача анестезиолога-реаниматолога. За работу во вредных условиях труда Кияткина И.Ю. получает доплату к окладу в размере 15% и имеет дополнительный отпуск 21 календарный день, так же как и врач анестезиолог-реаниматолог.
Справкой от (дата) N, также подтверждается, что истец работала:
с (дата) в должности фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии на 1,0 ставку,
с (дата) по настоящее время в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации на 1,0 ставку.
Из должностных инструкций фельдшера (медицинской сестры) бригады реанимации и интенсивной терапии N 1, N 2, фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации N 1, N 2 ГБУЗ "Городской станции скорой медицинской помощи" города Оренбурга и ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" города Оренбурга (утвержденных в 2013 году и 2015 года гл. врачом А.М. Боевым) следует, что данные должностные инструкции устанавливают должностные обязанности для фельдшера и медицинской сестры бригады реанимации и интенсивной терапии; в их должностные обязанности в числе прочих, входит: под руководством врача бригады оказывать экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте и в пути следования в стационар в полном объеме; - выполнять назначения и распоряжения врача своей бригады, знать оснащение медицинской сумки, уметь работать с аппаратурой; инструментарием, десмургией; обеспечивать подготовку систем для переливания и растворы; осуществлять катетеризацию перифирических вен по назначению врача; готовить необходимые инструменты для проведения реанимационных мероприятий, получать под роспись медицинские документы, после вызова пополнять медикаменты, перевязочный материал, шприцы и т.д.; за время транспортировки следить за состоянием здоровья больного.
Истцом представлен сертификат специалиста от (дата) в котором указано, что Кияткина И.Ю. допущена к осуществлению медицинской деятельности по специальности "Анестезиология и реаниматология", срок действия сертификата 5 лет.
Работодателем также в справке от (дата) подтверждено получение истцом один раз в пять лет указанного сертификата.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции проанализировав представленные доказательства, пришел к верному выводу о том, что истец в периоды работы в качестве фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии, фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации, фактически выполняла работу медицинской сестры - анестезистки выездной бригады реанимации и интенсивной терапии; обязанности, выполняемые истицей по должности фельдшера, по своему характеру, объему, специфике соответствуют работе медицинской сестры-анестезистки, что подтверждается как самим работодателем, так и представленными суду письменными доказательствами, то есть истец в спорные периоды выполняла работу, предусмотренную Списком, поэтому периоды работы истца (дата) в должности фельдшера бригады реанимации и интенсивной терапии, с (дата) в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации обоснованно включены в специальный стаж истца в льготном исчислении - один год как один год и шесть месяцев, что составляет ***
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о том, что подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев период нахождения на курсах повышения квалификации (дата), что составляет ***
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516 в стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня. В данных Правилах имеется исчерпывающий перечень периодов, которые подлежат зачету в стаж помимо работы: периоды получения пособия во время временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием работы, это обязанность работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.
В соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в России имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в России, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
На указанные периоды за работником сохраняется рабочее место и средний заработок, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Согласно статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части также подлежат отклонению.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика -Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.