Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Устьянцевой С.А., Синельниковой Л.В.,
при секретаре Камеристовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липаниной Ю.И. к Администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2016 года,
установила
Липанина Ю.И., (дата) года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области", указав, что она является ребенком - сиротой, закрепленного жилого помещения на территории Новосергиевского района не имеет, постановлением администрации МО Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области N *** от (дата) признана нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время является студенткой *** на иждивении имеет ***., (дата) года рождения, находится ***.
Истец со своей дочерью зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес), которое принадлежит бывшему опекуну истца П. Л.И, жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма не имеет.
Просила суд обязать администрацию муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" предоставить ей на семью из трех человек, на основании договора найма специализированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В суде первой инстанции Липанина Ю.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" Б. И.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2016 года на администрацию Муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" возложена обязанность предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Липаниной Ю.И. (дата) года рождения, благоустроенное, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств Оренбургской области Российской Федерации, выделенных на эти цели.
Не согласившись с таким решением, администрация МО "Новосергиевский район Оренбургской области" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила указанное решение отменить, принять по делу новое решение.
В суд апелляционной инстанции Липанина Ю.И. и представитель Правительства Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель ответчика Б. И.А., действующая на основании доверенности, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя ответчика Б. И.А., просившую апелляционную жалобу удовлетворить, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Решение проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Липанина Ю.И. родилась (дата).
Отец истца Л. И.И. указан в свидетельстве о рождении со слов матери истца, мать - Л. Г.А. умерла (дата).
Таким образом, Липанина Ю.И. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей до достижения ею возраста 18 лет, что не оспаривалось стороной ответчика.
На основании постановления администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области от (дата) N *** "О признании граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" Липанина Ю.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь для получения жилья по договору социального найма, что свидетельствует о проверке органом местного самоуправления оснований для постановки на такой учет истца.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что Липанина Ю.И. не имеет собственного жилья, а также закрепленного за ней жилого помещения, то есть фактически является лицом, не обеспеченным жилым помещением до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Липанина Ю.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, достигла возраста 18 лет, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на администрацию муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" обязанность предоставить Липаниной Ю.И. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления на одного человека, поскольку законом социальная гарантия предусмотрена только для лица, имеющего статус ребенка-сироты, и на членов семьи истца не распространяется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; решение суда не должно предоставлять истцу Липаниной Ю.И. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, то есть гражданам данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом как несостоятельные, поскольку приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок и зависеть от даты постановки на учет органом местного самоуправления данной категории лиц.
Доводы апеллянта о том, что истец отказалась от предложенного ей в рамках рассмотрения спора в суде жилого помещения в ином населенном пункте в пределах Новосергиевского района, не влияют на содержание оспариваемого решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" предоставление жилого помещения в другом населенном пункте допускается с согласия истца, а отсутствие такого согласия не является основанием для отказа в удовлетворении иска Липаниной Ю.И.
Иных доводов в обоснование незаконности принятого судом решения апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оснований для его отмены по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МО "Новосергиевский район Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.