Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Инякина Н.А. и Федотовой Е.В.,
при секретаре О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лица к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Тюльпанская основная общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, администрации Первомайского района Оренбургской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, по апелляционной жалобе администрации Первомайского района Оренбургской области на решение Первомайского районного суда от 01 февраля 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., пояснения прокурора Стиплина И.В., просившего решение суда оставить без изменения, представителя ответчика - Зарубиной Ю.В., просившей удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ "Тюльпанская основная общеобразовательная школа" Первомайского района, администрации Первомайского района о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в МБОУ "Тюльпанская ООШ" в нарушение ч.6 ст.134 Федерального Закона от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", для покрытия пола в коридорах на первом этаже используется материал с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2; в нарушение ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6, ст. 52, ст. 58 Федерального Закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.17, п.5.6.4 СП 4.13130.2013 дверь из коридора в помещение мастерской (помещение для трудового обучения) не противопожарная 1-го типа. Нахождение детей во время образовательного процесса в МБОУ "Тюльпанская ООШ", здание которой не соответствует требованиям пожарной безопасности, влечет за собой угрозу жизни и здоровью детей, а также педагогическим работникам. Истец просил суд обязать МБОУ "Тюльпанская ООШ" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: в коридоре первого этажа МБОУ "Тюльпанская ООШ" покрыть пол материалом класса пожарной опасности не более, чем КМ2; установить противопожарную дверь 1 типа из коридора в помещение мастерской (помещение для трудового обучения). Обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области профинансировать мероприятия по устранению выявленных в МБОУ "Тюльпанская ООШ" нарушений законодательства о пожарной безопасности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Лизунова Н.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика директор МБОУ "Тюльпанская ООШ" Первомайского района Моисеева Л.К. о времени и месте рассмотрения дела была извещена, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика администрации Первомайского района Зарубина Ю.В. просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МКУ "Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области" Мурзина Т.Г. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам - заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору А.Н. с требованиями прокурора согласился, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Решением Первомайского районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:обязать МБОУ "Тюльпанская основная общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности по эксплуатации здания школы, расположенного по адресу: (адрес), а именно: в коридоре первого этажа МБОУ "Тюльпанская ООШ" покрыть пол материалом класса пожарной опасности не более чем КМ2; установить противопожарную дверь 1 типа из коридора в помещение мастерской (помещение для трудового обучения). Обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ"Тюльпанская основная общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация Первомайского района Оренбургской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в части обязания администрации Первомайского района Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, выявленных в МБОУ"Тюльпанская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка соблюдения в МБОУ"Тюльпанская основная общеобразовательная школа" Первомайского района законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности.
Проверкой, проведенной (дата) Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам в здании МБОУ "Тюльпанская ООШ", расположенного по адресу: (адрес) были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности и выдано предписание N от (дата) об устранении следующих нарушений: пожарные извещатели в спортивном зале имеют механические повреждения (неисправны) (п. 61 ППР в Российской Федерации); знаки пожарной безопасности (планы эвакуации людей при пожаре), размещенные на путях эвакуации, выполнены без внешнего или внутреннего освещения (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов (п.7 ППР в Российской Федерации, п.6.1.4 ГОСТ.Р 12.4.026-2001); ля покрытия пола в коридорах на первом этаже используется материал с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (ч.6 ст. 134 ФЗ от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); дверь из коридора в помещение мастерской (помещение для трудового обучения) не противопожарная 1-го типа (ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6, ст. 52, ст. 58 ФЗ от 22.07.2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.17, п. 5.6.4. СП 4.13130.2013); дверь из коридора в помещение электрощитовой не противопожарная 1-го типа (ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст.6, ст. 52, ст. 58 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.17, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013.
Согласно представленной заместителем начальника ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам информации по состоянию на (дата), нарушения, выявленные в МБОУ "Тюльпанская ООШ" при проведении проверки (дата) нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора, не устранены.
Из Устава МБОУ "Тюльпанская ООШ" Первомайского района Оренбургской области видно, что учредителем и собственником имущества МБОУ "Тюльпанская ООШ" является муниципальное образование Первомайский район Оренбургской области (ст.1.15, ст.7.1). Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Первомайский район Оренбургской области осуществляет администрация Первомайского района Оренбургской области (ст.1.15).
Пунктом 14 ч.1 ст. 4 Устава МО Первомайский район Оренбургской области предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части возложения на МБОУ "Тюльпанская ООШ" Первомайского района Оренбургской области обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из того, что установленные в ходе проверки нарушения не обеспечивают исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем возложил на МБОУ "Тюльпанская ООШ" Первомайского района Оренбургской области обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности. Неустранение администрацией образовательного учреждения выявленных нарушений является опасным для жизни и здоровья работников детского сада и воспитанников.
Судебная коллегия указанные выводы считает правильными, при этом исходит из того, что в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Решение в указанной части не обжалуется.
Рассматривая исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Первомайского района в установленный судом четырехмесячный срок профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, суд исходил из того, что МБОУ "Тюльпанская ООШ" Первомайского района является муниципальным бюджетным учреждением, поэтому на администрации Первомайского района Оренбургской области, как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, обеспечивающем финансирование учреждения, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия с данными выводами суда не соглашается, а доводы апелляционной жалобы в данной части находит заслуживающими внимания.
Судом первой инстанции не учтено, что согласно п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учитывая изложенное, финансирование мер по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления в силу норм действующего законодательства и специального указания на это не требуется.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения обязанности на администрацию Первомайского района Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ "Тюльпанская ООШ" Первомайского района Оренбургской области у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы о том, что проведение проверки пожарной безопасности не относится к компетенции прокуратуры, прокуратура не имеет полномочий обращаться с подобными исками в суд в интересах неопределенного круга лиц, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку прокуратура в соответствии с положениями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Какие-либо ограничения в полномочиях прокуратуры по проверке соблюдения законодательства о противопожарной безопасности не установлены.
Таким образом, решение суда в части возложения на администрацию Первомайского района Оренбургской области обязанности принять меры по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности подлежит отмене с вынесением нового решение об отказе в иске в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года в части возложения на администрацию Первомайского района Оренбургской области обязанности принять меры по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности отменить, вынести в указанной части новое решение.
В иске прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первомайского района Оренбургской области о возложении обязанности принять меры по финансированию мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, выявленных в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Тюльпанская основная общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.