Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Инякина Н.А.,
судей областного суда Федотовой Е.В., Коваленко А.И.,
при секретаре Ершовой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 01.02.2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лица к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, администрации Первомайского района Оренбургской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Инякина Н.А., пояснения представителя администрации Первомайского района Оренбургской области Зарубиной Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалоб, прокурор Оренбургской областной прокуратуры Христич Т.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в Первомайский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, администрации Первомайского района Оренбургской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области (далее - МБОУ "Курлинская СОШ") законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что в МБОУ "Курлинская СОШ", в нарушение ч. 6 ст. 134 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для покрытия пола в коридоре используется материал с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2; в нарушение ст.4, ст.6, ст. 52, ст. 58 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 7.1, п. 7.2, п. 7.4 СНиП 21-01-97, п. 4.17, п. 5.6.4. СП 4.13130.2013 дверь в помещение мастерской (помещение для трудового обучения) не противопожарная 1-го типа.
В соответствии с п.1.3.1. Устава МБОУ "Курлинская СОШ" учреждение имеет одно обособленное структурное подразделение: Отделение дошкольного образования МБОУ "Курлинская СОШ" (далее ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ").
В помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" в нарушение п. 7 ППР в РФ, п. 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 знаки пожарной безопасности (план эвакуации людей при пожаре), размещенные на путях эвакуации, выполнены без внешнего или внутреннего освещения (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов; в нарушение ст.4, ст.6 ФЗ от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 дверь второго выхода из коридора открывается не по ходу эвакуации; в нарушение ст.4, ст.6, ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширина основного эвакуационного выхода менее 1.2 м; в нарушение ст.4, ст.6, ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 N123-ФЗ "технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширина второго эвакуационного выхода менее 1.2 м; в нарушение ст.4, ст.6, ст. 59 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 7.4, п. 7.5, 7.16 СНиП 21-01-97 помещения детсада и помещения школы разделены между собой не противопожарной преградой.
Указанные нарушения подтверждаются сведениями заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам.
Нахождение детей во время образовательного процесса в МБОУ "Курлинская СОШ", а также в ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" здания которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности, влечет за собой угрозу жизни и здоровью детей, а также педагогическим работникам.
В силу п.3 ч.6 ст.28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Устранение выявленных нарушений напрямую связано с финансовым обеспечением образовательных организаций.
Согласно п.1.15 Уставу МБОУ "Курлинская СОШ учредителем учреждения является муниципальное образование Первомайский район Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования Первомайский район Оренбургской области осуществляет администрация Первомайского района Оренбургской области.
На основании п.14 ч.1 ст.4 Устава МО "Первомайский район Оренбургской области" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, и создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На основании изложенного прокурор просил обязать МБОУ "Курлинская СОШ" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:
- покрыть пол в коридоре помещения МБОУ "Курлинская СОШ" материалом с классом пожарной опасности не более, чем класс КМ2;
- установить в помещении мастерской (помещение для трудового обучения) МБОУ "Курлинская СОШ" противопожарную дверь 1-го типа;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" установить на путях эвакуации знаки пожарной безопасности (план эвакуации людей при пожаре) с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" установить дверь второго выхода из коридора, открывающуюся по ходу эвакуации;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" привести в соответствии с требованиями ст.4, ст.6, ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширину основного эвакуационного выхода;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" привести в соответствие с требованиями ст.4, ст.6, ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширину второго эвакуационного выхода;
- разделить помещения МБОУ "Курлинская СОШ" и ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" противопожарной преградой в соответствии с требованиями ст.4, ст.6, ст.59 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 7.4, п. 7.5, 7.16 СНиП 21-01-97.
Обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области профинансировать мероприятия по устранению выявленных в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Курлинская средняя общеобразовательная школа" нарушений законодательства о пожарной безопасности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Первомайского районного суда Оренбургской области от 01.02.2017 года исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворены.
Суд обязал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, в течении 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности по эксплуатации здания школы, расположенного по адресу: Оренбургская область, Первомайский район, с. Куплин, ул. Молодежная, дом 1 "А", а именно:
- покрыть пол в коридоре помещения МБОУ "Курлинская СОШ" материалом с классом пожарной опасности не более, чем класс КМ2;
- установить в помещении мастерской (помещение для трудового обучения) МБОУ "Курлинская СОШ" противопожарную дверь 1-го типа;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" установить на путях эвакуации знаки пожарной безопасности (план эвакуации людей при пожаре) с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" установить дверь второго выхода из коридора, открывающуюся по ходу эвакуации;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" привести в соответствии с требованиями ст.4, ст.6, ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширину основного эвакуационного выхода;
- в помещении ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" привести в соответствие с требованиями ст.4, ст.6, ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширину второго эвакуационного выхода;
- разделить помещения МБОУ "Курлинская СОШ" и ОДОД МБОУ "Курлинская СОШ" противопожарной преградой в соответствии с требованиями ст.4, ст.6, ст.59 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 7.4, п. 7.5, 7.16 СНиП 21-01-97.
Обязал администрацию Первомайского района Оренбургской области в течении 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация Первомайского района Оренбургской области выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на его незаконность, необоснованность. Указывает, что финансирование мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, возможно только по мере поступления дополнительных денежных средств в бюджет муниципального образования Первомайский район Оренбургской области на данные цели. Полагает, что прокуратура не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность поднадзорных ей объектов.
Представители МБОУ "Курлинская СОШ" Первомайского района Оренбургской области, представители МКУ "Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области", представители отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Инякина Н.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МБОУ "Курлинская СОШ" Первомайского района Оренбургской области учредителем и собственником имущества МБОУ "Курлинская СОШ" является муниципальное образование Первомайский район Оренбургской области (ст.1.15, 7.1). Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Первомайский район Оренбургской области осуществляет администрация Первомайского района Оренбургской области (ст.1.15).
Пунктом 1.3.1 Устава предусмотрено, что учреждение имеет одно обособленное структурное подразделение- отделение дошкольного образования МБОУ "Курлинская СОШ".
Согласно ст.ст. 1.15, 7.1 Устава МБОУ "Курлинская СОШ" учредителем и собственником имущества МБОУ "Курлинская СОШ" является муниципальное образование Первомайский район Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Первомайский район Оренбургской области осуществляет администрация Первомайского района Оренбургской области.
На основании п. 14 ч.1 ст. 4 Устава МО Первомайский район Оренбургской области к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:
создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 03 марта 2016 года "О реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области" МБОУ "Курлинская СОШ" реорганизовано в форме присоединения к нему Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Малыш" п.Курлин Первомайского района Оренбургской области. Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области N 320-п от 20 апреля 2016 года в Устав МБОУ "Курлинская СОШ" внесены соответствующие изменения.
Прокуратурой Первомайского района проведена проверка соблюдения в МБОУ "Курлинская СОШ" Первомайского района Оренбургской области законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, проверкой, проведенной 19 августа 2015 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам, в зданиях МБОУ "Курлинская СОШ" были выявлены нарушения правил пожарной безопасности и выдано предписание 39/1/1 об устранении следующих нарушений:
- знаки пожарной безопасности(планы эвакуации людей при пожаре), размещенные на путях эвакуации, выполнены без внешнего или внутреннего освещения (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов (п.7 ППР в РФ, п.6.1.4 ГОСТ.Р 12.4.026-2001);
- для покрытия пола в коридоре используется материал с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (ч.6 ст. 134 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- дверь в помещение мастерской (помещение для трудового обучения) не противопожарная 1-го типа (ст.4, ст.6, ст. 52, ст.58 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7.1 п. 7.2, п. 7.4 СНиП 21-01-97, п. 4.17, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013);
- пожарный водоем не защищен от замерзания воды. Водоем не наполнен водой (ст. 62 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.9.17 СП 8.13130.2009, п. 55 ППР в РФ).
При проведении проверки 31 марта 2016 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам в здании МБДОУ "Детский Сад "Малыш", были выявлены нарушения правил пожарной безопасности и выдано предписание 11/1/1 от 31 марта 2016 года об устранении следующих нарушений:
- знаки пожарной безопасности(планы эвакуации людей при пожаре), размещенные на путях эвакуации, выполнены без внешнего или внутреннего освещения (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов (п.7 ППР в РФ, п.6.1.4 ГОСТ.Р 12.4.026-2001);
- руководитель не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума (п.3 ППР в РФ);
- дверь второго выхода из коридора открывается не по ходу эвакуации (ст.4, ст.6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.6. СП 1.13130.2009);
- ширина основного эвакуационного выхода менее 1.2 м. (ст.4, ст.6, ст.53 N123-ФЗ от 22.07.2008, п. 5.2.14 СП 1.13130.2009);
- ширина второго эвакуационного выхода менее 1.2м (ст.4, ст.6, ст.53 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.2.14 СП 1.13130.2009);
- помещения детсада и помещения школы разделены между собой не противопожарной преградой (ст.4, ст.6, ст.59 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 7.4, п. 7.5, 7.16 СНиП 21-01-97).
По информации, предоставленной заместителем начальника ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам, по состоянию на 02 декабря 2016 года, нарушения, выявленные в МБОУ "Курлинская СОШ" при проведении проверки 19 августа 2015 года и 31 марта 2016 года, частично устранены. Нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора, не устранены.
Наличие нарушений законодательства о пожарной безопасности в здание МБОУ "Курлинская СОШ" и ОДОД МБОУ "Курлинскаяя СОШ", сторонами не оспаривалось.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования прокурора к МБОУ "Курлинскаяя средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, администрации Первомайского района Оренбургской области, поскольку выявленные нарушения законодательства, закрепляющие требования пожарной безопасности могут привезти к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на объективной оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.
Вместе с тем, судом не учтено, что согласно п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В силу статей 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" профилактика терроризма и экстремизма и обеспечение пожарной безопасности населения относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учитывая вышеизложенное, финансирование мер по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления в силу норм действующего законодательства и специального указания на это не требуется.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения обязанности на администрацию Первомайского района Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года в части возложения на администрацию Первомайского района Оренбургской области обязанности принять меры по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности отменить, вынести в указанной части новое решение, которым в иске прокурору Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лица к администрации Первомайского района Оренбургской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности - отказать.
В остальной части решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.