Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Е.В.,
судей Инякина Н.А., Коваленко А.И.,
при секретаре Ершовой О.М.,
рассмотрела 18 апреля 2017 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Первомайского района Оренбургской области на решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Шапошниковская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области, администрации Первомайского района Оренбургской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., пояснения представителя администрации Первомайского района Оренбургской области - Зарубиной Ю.В. (доверенность от 09.01.2017 г.), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Стиплина И.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Шапошниковская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области (далее - МБОУ "Шапошниковская СОШ") законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в МБОУ "Шапошниковская СОШ", в нарушение ч. 3 ст. 4, п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.8.1.27 СП 2.13130.2009, п.6.26 СНиП 21-01-97 коридор при длине более 60 м. не разделен перегородкой с самозакрывающейся дверью на участки, длина которых не должна превышать 60 м. Нахождение детей во время образовательного процесса в МБОУ "Шапошниковская СОШ", здание которой не соответствует требованиям пожарной безопасности, влечет за собой угрозу жизни и здоровью детей, а также педагогическим работникам. Устранение выявленных нарушений напрямую связано с финансовым обеспечением образовательных организаций.
С учетом изложенного прокурор просил обязать МБОУ "Шапошниковская СОШ" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: коридор при длине более 60м. разделить перегородкой с самозакрывающейся дверью на участки, длина которых не должна превышать 60м.
Обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области профинансировать мероприятия по устранению выявленных в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Шапошниковская СОШ" нарушений законодательства о пожарной безопасности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При рассмотрении дела суд постановилрешение об удовлетворении иска прокурора Первомайского района Оренбургской области.
Суд постановил:
обязать МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области, в течении 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности по эксплуатации здания школы, расположенного по адресу: (адрес), а именно: коридор при длине более 60 м. разделить перегородкой с самозакрывающейся дверью на участки, длина которых не должна превышать 60 м.;
обязать администрацию Первомайского района Оренбургской области в течении 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области.
С таким решением суда администрация Первомайского района Оренбургской области не согласна, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просила судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части обязания администрации Первомайского района Оренбургской области в течении 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области, представитель МКУ "Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области", представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не присутствовали, судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие не явившихся лиц.
Кроме того, информация о времени и месте судебного разбирательства была размещена на официальном интернет-сайте Оренбургского областного суда.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Статьями 37 и 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч. 7 ст. 28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 1 статьи 296 ГК РФ определяет, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Первомайского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения в МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму.
В ходе проверки было установлено, что ряд образовательных учреждений, в том числе МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным ФЗ "О пожарной безопасности", сводами правил системы противопожарной защиты.
Проверкой проведенной 24 августа 2015 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам в здании МБОУ "Шапошниковская СОШ", расположенного по адресу: (адрес) были выявлены нарушения правил пожарной безопасности и выдано предписание 46/1/1 от 24 августа 2015 года об устранении следующих нарушений:
- знаки пожарной безопасности(планы эвакуации людей при пожаре), размещенные на путях эвакуации, выполнены без внешнего или внутреннего освещения (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов (п.7 ППР в РФ, п.6.1.4 ГОСТ.Р 12.4.026-2001);
- стропила и обрешетка чердачного покрытия не подвергнуты огнезащитной обработке (ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; 5.4.5 СП 2.13130.2012);
- коридор при длине более 60 м. не разделен перегородкой с самозакрывающейся дверью на участки, длина которых не должна превышать 60 м. (ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.8.1.27 СП 1.13130.2009, п.6.26 СНиП21-01-97);
- в помещениях столовой не смонтирована автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. 54 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.9 таблицы А.1 СП 5.13130.2009);
- в здании мастерской не смонтирована автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (ст. 54 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.9 таблицы А.1 СП 5 13130.2009).
По информации, предоставленной заместителем начальника ОНД и ПР по Ташлинскому, Первомайскому и Илекскому районам, по состоянию на 02 декабря 2016 года, нарушения, выявленные в МБОУ "Шапошниковская СОШ" при проведении проверки 24 августа 2015 года, частично устранены. Между тем нарушение - коридор при длине более 60 м. не разделен перегородкой с самозакрывающейся дверью на участки, длина которых не должна превышать 60 м. (ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.8.1.27 СП 1.13130.2009, п.6.26 СНиП21-01-97 не устранено.
Наличие нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании МБОУ "Шапошниковская СОШ сторонами не оспаривалось.
Разрешая исковые требования прокурора к МБОУ "Шапошниковская СОШ", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществление деятельности МБОУ "Шапошниковская СОШ", при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о пожарной безопасности, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем возложил на МБОУ "Шапошниковская СОШ" обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Решение суда в части возложения на МБОУ "Шапошниковская СОШ" обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Первомайского района Оренбургской области в установленный судом срок профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, суд исходил из того, что МБОУ "Шапошниковская СОШ" является муниципальным бюджетным учреждением, поэтому на администрации Первомайского района Оренбургской области как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, обеспечивающим финансирование учреждения, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия с данными выводами суда не соглашается, а доводы апелляционной жалобы в данной части находит заслуживающими внимания.
Судом первой инстанции установлено, что МБОУ "Шапошниковская СОШ" является муниципальным бюджетным учреждением.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В статьях 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отражены вопросы относящиеся к вопросам местного значения, в том числе профилактика терроризма и экстремизма, обеспечение пожарной безопасности населения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеназванного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 1.15 Устава МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области, учредителем учреждения является муниципальное образование Первомайский район Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования Первомайский район Оренбургской области осуществляет администрация Первомайского района Оренбургской области.
В п. 7.1 Устава указано, что имущество учреждения является собственностью муниципального образования Первомайский район Оренбургской области и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленное на ним на праве оперативного управления; бюджетные ассигнования; доходы, полученные от приносящей доходы деятельности; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан (п. 7.7).
К компетенции учредителя в области управления учреждением является: формирование и утверждение муниципального задания в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности; финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; осуществление контроля за деятельностью учреждения в соответствии с законодательством РФ (п. 5.1.).
Учитывая вышеизложенное, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления и специального указания на это не требуется.
В названной связи, оснований для возложения обязанности на администрацию Первомайского района Оренбургской области в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по финансированию мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ "Шапошниковская СОШ" у суда первой инстанции не имелось.
При этом, довод жалобы о том, что проведенная проверка не относятся к компетенции прокуратуры, а также что прокуратура не имеет полномочий обращаться с подобными исками в суд в интересах неопределенного круга лиц, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку прокуратура в соответствии с положениями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Какие-либо изъятия в полномочиях прокуратуры по проверке соблюдения законодательства о противопожарной и антитеррористической безопасности не установлены.
Таким образом, решение суда в части возложения на администрацию Первомайского района Оренбургской области обязанности принять меры по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности подлежит отмене с вынесением нового решение об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 01 февраля 2017 года в части возложения на администрацию Первомайского района Оренбургской области обязанности принять меры по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, выявленных в здании МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области отменить, вынести в указанной части новое решение.
В иске прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первомайского района Оренбургской области об обязании принять меры по финансированию мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, выявленных в МБОУ "Шапошниковская СОШ" Первомайского района Оренбургской области отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.