Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Хакимовой О.В., Федотовой Л.Б.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.Р. к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ (адрес) о признании незаконным бездействия по предоставлению информации для формирования учетного жилищного дела и обязании информацию представить,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ (адрес) на решение Кувандыкского районного суда (адрес) от (дата).
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В.,
установила:
Р.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что 29 ноября 2001 года, она и ее семья из четырех человек включены в программу "Обеспечение жильем вынужденных переселенцев". В течение 15 лет она предоставляла в администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ все необходимые документы. В 2015 году администрация (адрес) включила ее семью в сводный список граждан участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2016 году по категории "Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами".
Из письма правительства Оренбургской области от 26 августа 2016 года Р.Р. стало известно, что администрацией МО Кувандыкский городской округ документы ее учетного жилищного дела изначально сформированы неправильно. Административному ответчику предложено 04 апреля 2016 года предоставить информацию о жилой площади ее отца, собственника дома, в котором она и дети зарегистрированы, учетное жилищное дело возвращено на доработку с рекомендациями, которые администрацией не исполнены.
Р.Р. просила признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, которое выразилось в не предоставлении в Министерство социального развития Оренбургской области информации о составе семьи, технических параметрах жилого помещения, принадлежащего Р.С. и обязать административного ответчика отправить эту информацию в Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2016 года административные исковые требования Р.Р. удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ по направлению ответа на запрос Министерства социального развития Оренбургской области от 04 апреля 2016 года, N о предоставлении информации о площади жилого дома принадлежащего Р.С., расположенному по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, (адрес) составе семьи Р.Р. и обязал администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ направить Министерству социального развития Оренбургской области ответ на запрос от (дата) N, информацию о площади жилого дома принадлежащего Р.С., расположенному по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, (адрес) составе семьи Р.Р.
Администрация МО Кувандыкский городской округ с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку обязанность по предоставлению вышеуказанных документов возложена на заявителя Р.Р., истец имел возможность самостоятельно представить необходимые документы.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный истец и представитель административного ответчика не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. Представитель административного ответчика в письменном обращении, просил рассмотреть дело без участия представителя администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом и следует из материалов дела Р.Р., ее сыновья Р.С., Р.С., муж С.М. признаны вынужденными переселенцами.
29 ноября 2011 года администрацией муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области Р.Р. и члены ее семьи поставлены на учет в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан, признанных вынужденными переселенцами.
Органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит проверка документов указанных в пункте 19 Правил, рассмотрение и разрешение вопроса о включении в подпрограмму и получения жилищного сертификата, на территории Оренбургской области является министерство социального развития Оренбургской области. Из пояснений Р.Р. следует, что до настоящего времени она не получила из министерства уведомления о включении ее в подпрограмму.
04 апреля 2016 года министерство социального развития Оренбургской области в целях проведения, в порядке ст. 19 Правил, проверки документов, приложенных Р.Р. к заявлению об участии в подпрограмме и решения вопроса о признании либо об отказе в признании Р.Р. участником подпрограммы, направило главе муниципального образования Кувандыкский городской округ запрос, в котором предложило представить информацию о площади жилого дома принадлежащего Р.С. приходящемуся Р.Р. отцом, расположенному по адресу: Оренбургская область. Кувандыский городской округ, (адрес), в котором Р.Р., С.М. Руслан и С.М. Ризван зарегистрированы по постоянному месту жительства, для определения нуждаемости Р.Р. в жилье.
В письме министерства также указано, что в случае необеспеченности нормой жилой площади на одного члена семьи (9кв.) следует представить в учетном деле копии документов, удостоверяющих личности родителей, и копии документов, подтверждающих родственные отношения, необходимых для расчета размера социальной выплаты. Обязательство о безвозмездном отчуждении Р.С. принадлежащего ему жилого дома в государственную или муниципальную собственность в 2-х экземплярах.
Как следует из пояснений представителя ответчика запрос до настоящего времени не исполнен вследствие того, что Р.Р. в администрацию муниципального образования необходимые документы не представила.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, пришел к выводу, что административный ответчик бездействовал и в результате этого бездействия были нарушены сроки предоставления ответа на запрос Министерства социального развития Оренбургской области.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 19 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 845 от 08 ноября 2000 года, принятие вынужденных переселенцев на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения не лишает их права состоять на учете нуждающихся в жилье для постоянного проживания, на получение безвозмездной субсидии или долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья, на использование иных видов государственной помощи на строительство (приобретение) жилья.
Подпунктом "ж" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" определено, что граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы (федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил - постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Как следует из пунктов 19, 21, 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов:
копии удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи;
справки территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 12.07.2011 N 561)
выписки из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил (п. 21).
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил (п. 22).
Как следует из материалов административного дела и письма Министерства социального развития Оренбургской области от 04 апреля 2016 года учетное дело Р.Р. было возвращено на доработку по причине отсутствия документов на имущество принадлежащее отцу административного истца: справки БТИ на жилое помещение, принадлежащее отцу Р.Р. - Р.С., копии документов подтверждающие их родственные отношения, а также обязательство о безвозмездном отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, находящегося в собственности Р.С., в 2-х экземплярах согласно приложению N Правил. Также на момент рассмотрения учетного дела отсутствовала информация о жилой площади дома по адресу: д. Новоказанка, (адрес), что не позволяло определить нуждаемость в жилом помещении.
18 мая 2016 года администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в адрес Р.Р. направила письмо министерства социального развития от 04 апреля 2016 года (л.д. 66). Суду не представлено доказательств того, что Р.Р. необходимые документы в администрацию муниципального образования представила, следовательно, у административного ответчика обязанности направить необходимые документы не возникло.
Действующим законодательством обязанность представить необходимые документы возложена на граждан, которые изъявляют желание стать участниками подпрограммы и уже после того, как они представят необходимые документы, администрация муниципального образования направляет их в Министерство социального развития Оренбургской области.
Суд первой инстанции без каких-либо правовых оснований возложил на администрацию МО образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области обязанность предоставить отсутствующие у них документы в Министерство социального развития области.
Кроме того, суд первой инстанции не установилкакие нормы материального права были нарушены административным ответчиком и какие права административного истца в результате этот были нарушены.
В материалах дела отсутствуют доказательства как неправомерности бездействия административного ответчика, так и то, что именно в результате того бездействия были нарушены права и законные интересы Р.Р., следовательно, отсутствует совокупность условий для удовлетворения требований административного истца.
При этом истец не лишена права предоставить полный перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о признании ее и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении по категории "Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами".
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2016 года на основании статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Р.Р.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 28 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Р.Р. к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.