Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Селютиной И.Ф., судей Федотовой Л.Б., Кудряшова В.К., при секретаре Горященко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Копейкина А.Ф. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 января 2017 года по делу по административному исковому заявлению Копейкина А.Ф. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения незаконным,
установила:
Копейкин А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 4 (дата) ему и членам его семьи ( ФИО1., ФИО2., ФИО3.) присвоен статус вынужденного переселенца. Жилое помещение для постоянного проживания, возвратная ссуда, безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья, компенсация за утраченное жилье ему и членам семьи не предоставлялись. Решением комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правового положения мигрантов и их обустройства от (дата) срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до (дата). В соответствии с протоколом N от (дата) решение комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правового положения мигрантов и их обустройства от 13 (дата) (протокол N) в части продления срока действия статуса вынужденного переселенца Копейкину А.Ф., ФИО1., ФИО2, ФИО3 отменено, в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца отказано, истец и члены его семьи признаны утратившими статус вынужденного переселенца, удостоверения вынужденных переселенцев признаны недействительными, сняты с учета вынужденных переселенцев и исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (дата) им направлено соответствующее уведомление. С данным решением Копейкин А.Ф. не согласен. Просит суд признать незаконным решение комиссии УВМ УМВД России по Оренбургской области от (дата) об отмене решения комиссии УФМС по определению правового положения мигрантов и их обустройства от (дата)
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 января 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Копейкина А.Ф. отказано.
Копейкин А.Ф. с решением суда не согласился. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения Копейкина А.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Оренбургской области Казанкиной Е.В., действующей по доверенности, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 (в ред. от 30.12.2015 г.) "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается: гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривается, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.На территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, возлагается обязанность в ходе процедуры рассмотрения заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца проверить наличие указанных оснований, а в случае выявления обстоятельства наличия в собственности членов семьи вынужденного переселенца, не имеющих статуса вынужденного переселенца, жилого помещения на территории Российской Федерации, принять решение об отказе в продлении срока действия такого статуса.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса, в том числе в случае, когда компетентным органом принято решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Копейкин А.Ф. и члены его семьи: супруга ФИО1 и дети ФИО2, ФИО3 - в (дата) прибыли из *** на территорию Российской Федерации. (дата) ему и членам его семьи ( ФИО1., ФИО2, ФИО3.) присвоен статус вынужденных переселенцев, выдано удостоверение вынужденного переселенца.
Решением комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правового положения мигрантов и их обустройства от (дата) срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до (дата).
Копейкин А.Ф., ФИО1 ФИО2, ФИО3 согласно адресным справкам с (дата) зарегистрированы по адресу: (адрес). Из письменных объяснений Копейкина А.Ф. следует, что он и члены его семьи проживают и зарегистрированы по указанному адресу с (дата) вместе с отцом ФИО4 которому указанный жилой дом принадлежит на праве собственности. Кроме того, ФИО4 на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира по адресу: (адрес).
Согласно протоколу N от (дата) решение комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правового положения мигрантов и их обустройства от (дата) (протокол N) в части продления срока действия статуса вынужденного переселенца Копейкину А.Ф., ФИО1., ФИО2, ФИО3 отменено на основании подпункта 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца отказано, истец и члены его семьи признаны утратившими статус вынужденного переселенца, удостоверения вынужденных переселенцев признаны недействительными, они сняты с учета вынужденных переселенцев и исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (дата) истцу направлено соответствующее уведомление.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Копейкина А.Ф., суд первой инстанции пришел к выводу, что решение комиссии УВМ УМВД России по Оренбургской области от (дата) об отмене решения комиссии УФМС по определению правового положения мигрантов и их обустройства от (дата) и об отказе в продлении Копейкину А.Ф., ФИО1., ФИО2, ФИО3. статуса вынужденного переселенца является законным и не нарушает прав истца, поскольку совместно проживающий с истцом член его семьи (отец) является собственником жилого помещения на территории Российской Федерации. Следовательно, отсутствует установленная пунктом 5 статьи 5 Закона о вынужденных переселенцах совокупность условий для продления в отношении истца срока действия указанного статуса.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку материалами дела подтверждено, что Копейкин А.Ф. и члены его семьи обеспечены постоянным жильем на территории Российской Федерации, поскольку фактически проживают в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности члену его семьи - отцу ФИО4., в связи с чем приобрели право пользования указанным жилым помещением.
Как правомерно указал суд первой инстанции, статус вынужденного переселенца согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана", имеет специальный, целевой и срочный характер.
Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства и нуждаются в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Целью Закона о вынужденных переселенцах является защита прав вынужденных переселенцев. Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации. Вместе с тем, государственная поддержка по улучшению жилищных условий предоставляется вынужденным переселенцам на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством. Статус вынужденного переселенца не означает наличие преимущественных прав перед другими гражданами Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что он и его супруга и дети проживают в ином жилом помещении - квартире по адресу: (адрес), что подтверждается представленными справками, не могут быть приняты во внимание, поскольку сведения, указанные в них опровергаются собственноручным объяснением Копейкина А.Ф. от (дата) (л.д. N), из которого следует, что он и его семья проживают в доме, принадлежащем его отцу на права частной собственности. Указанные доводы были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, опровергнуты.
Кроме того, в судебном заседании Копейкин А.Ф. пояснил, что после приезда в Российскую Федерацию в N он проживал и зарегистрировался по месту жительства в доме своего отца, принадлежащего ему на праве собственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд незаконно не приостановил производство по делу до разрешения дела по иску Копейкина А.Ф. о признании факта раздельного проживания, несостоятелен, поскольку суду в соответствии с п.4 ч.1 ст.190 КАС РФ не были представлены доказательства, подтверждающие факт рассмотрения судом такого дела.
Иное доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены оспариваемого решения, поскольку не опровергают наличия возможности для обустройства истца на территории Российской Федерации по смыслу Закона о вынужденных переселенцах.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Копейкина А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.