Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 апреля 2017 г. по делу N 33а-670/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И.,
судей: Меркулова Д.В. и Коробенко Э.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Гончарук Н.Н. о признании незаконными действий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ( "адрес") (далее - управление финансового контроля и аудита) и N отдела этого управления, связанных с порядком проведения встречной проверки отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части N.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя управления финансового контроля и аудита - Гольева С.Е., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части N должностными лицами управления финансового контроля и аудита и N отдела этого управления проведена встречная проверка отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части N. Согласно содержащимся в акте от ДД.ММ.ГГГГ N с учетом Приложения N выводам Гончарук Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ необоснованно выплачена денежная компенсация за наем жилого помещения в размере "данные изъяты".
Гончарук Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать указанный акт и Приложение N к нему незаконными, в части, касающейся выплаты ей денежной компенсации за наем жилого помещения, и обязать начальника управления финансового контроля и аудита и N отдела этого управления исключить из акта указание о производстве ей неположенных выплат.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований Гончарук Н.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что в период получения ею денежной компенсации за наем жилого помещения признание военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы не являлось обязательным условием для предоставления указанной компенсации. Кроме того, перечень прилагаемых к рапорту о выплате названной компенсации документов также не содержит требования о необходимости представления военнослужащими сведений о признании их нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениями. Данные требования впервые были закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909". По мнению автора жалобы, факт отсутствия у нее в собственности жилого помещения по месту прохождения военной службы в "адрес" края, что подтверждается выпиской из ЕГРП, также свидетельствует о нуждаемости ее в служебном жилом помещении, однако судом данное обстоятельство не было принято во внимание.
В возражениях на апелляционную жалобу врио начальника управления финансового контроля и аудита просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, и в Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 (действовавшего до 27 мая 2016 г.).
В п. 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа заявление и документы, подтверждающие право военнослужащих на получение служебного жилого помещения, на основании которых включаются в список на предоставление служебных жилых помещений.
Из системного анализа вышеперечисленных правовых норм следует, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам. При этом обязательными условиями для выплаты военнослужащему указанной денежной компенсации являются не только его нуждаемость в получении служебного жилья по месту прохождения военной службы и осуществление найма (поднайма) жилого помещения, но и признание военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в таком жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части N должностными лицами управления финансового контроля и аудита и N отдела этого управления проведена встречная проверка отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части N. Согласно содержащимся в акте от ДД.ММ.ГГГГ N с учетом Приложения N выводам Гончарук Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно выплачена денежная компенсация за наем жилого помещения в размере "данные изъяты" 61 коп., поскольку она на учете в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении не состояла.
Из материалов дела видно, что Гончарук Н.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачена денежная компенсация в размере "данные изъяты" коп. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями административного истца в суде первой инстанции, ведомостью выплат денежной компенсации за наем жилого помещения военнослужащим войсковой части N в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, которая является приложением к Акту встречной проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, и расчетными листками за период с августа ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения начальника отделения (территориальное, "адрес") Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N видно, что Гончарук Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении не состояла, что также было подтверждено административным истцом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Таким образом, учитывая, что Гончарук Н.Н. не признавалась нуждающейся в обеспечении служебным жилым помещением, вывод суда первой инстанции об отсутствии у нее права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения в указанный период является правильным. Поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод административного истца о том, что на момент выплаты ей указанной денежной компенсации отсутствовали нормы, предусматривающие необходимость быть включенной в список нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещений, так как данные требования впервые были закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909", является необоснованным, поскольку указанное требование к военнослужащим, претендующим на получение названной денежной компенсации, предъявлялось и до изменений в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, что следует из вышеуказанных норм.
Что же касается довода автора жалобы об отсутствии у нее в собственности жилого помещения по месту прохождения военной службы, то данное обстоятельство не могло служить основанием для получения указанной компенсации без признания ее нуждающейся в обеспечении служебным жилым помещением.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2017 г. по административному исковому заявлению Гончарук Н.Н. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.