Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 апреля 2017 г. по делу N 33а-671/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Цыбульника В.Е. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - ФИО12 на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Овчаренко О.В. об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления ФСБ России по "адрес" краю (далее - Управление), связанных с отменой ранее принятых решений жилищной комиссии Управления о признании ее нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителя административных ответчиков Мельникова А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Ввиду предстоящего увольнения с военной службы по возрасту Овчаренко О.В., имеющая общую продолжительность военной службы более "данные изъяты", на основании решения жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет с целью обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в "адрес". Решением этой же жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлена в собственность квартира в указанном населенном пункте.
Решением жилищной комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ ранее принятые решения о принятии Овчаренко О.В. на жилищный учет и предоставлении ей жилого помещения по избранному месту жительства отменены.
Овчаренко О.В. через представителя обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорила данное решение жилищной комиссии Управления, а также действия начальника Управления, связанные с его утверждением.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее автор приводит анализ отдельных положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, полагая, что заключение договора найма Овчаренко О.В. с собственником жилого помещения - ее матерью ( ФИО7), по своей сути прекращает семейные отношения между ними, а также право пользования данным жилым помещением. Эти обстоятельства, по мнению представителя истца, свидетельствуют о наличии у Овчаренко О.В. оснований для обеспечения ее жилым помещением по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника Управления ФИО14 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поэтому в случае получения жилого помещения из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Статьей 2 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в редакции, действовавшей в период приватизации ФИО7 указанного жилого помещения) предусмотрено, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании решения исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N матери истца - ФИО7 на состав семьи "данные изъяты" человека, в том числе с учетом истца, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты". С тех пор Овчаренко О.В. зарегистрирована и проживает в указанной квартире. В марте ДД.ММ.ГГГГ года жилое помещение в порядке приватизации передано матери истца в собственность.
Принимая во внимание, что приватизация жилого помещения стала возможной с согласия истца, Овчаренко О.В., отказавшись от приватизации в пользу матери, сохранила бессрочное право пользования этим жилым помещением.
Согласно пп. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Данное положение закона основано на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья от государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
Вместе с тем, будучи обеспеченной в качестве члена семьи за счет государства жилым помещением выше учетной нормы площади жилого помещения, установленной для избранного места жительства в размере 9 кв.м., Овчаренко О.В. фактически поставила перед жилищной комиссией вопрос о предоставлении ей еще одного жилого помещения из государственного жилищного фонда по избранному месту жительства, что не основано на законе.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о правомерности принятого жилищным органом решения, применительно к п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, является верным.
Наличие договора найма комнаты в указанном жилом помещении, заключенного Овчаренко О.В. с матерью, в силу изложенных выше положений на правильность данного вывода суда не влияет. К тому же, как следует из данного договора, он носит безвозмездный характер, по сути, определяет порядок пользования указанным жилым помещением и оплаты коммунальных услуг, что не противоречит положениям ч. 2 ст. 31 ЖК РФ и статуса Овчаренко О.В., как члена семьи собственника жилого помещения, не меняет.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2017 г. по административному исковому заявлению Овчаренко О.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.