Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 мая 2017 г. по делу N 33а-700/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е.,
судей Санникова А.Б., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения) - Апрышкиной Ю.С. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года, которым удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Московченка Е.П. о признании незаконным решения начальника управления жилищного обеспечения и начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) этого управления (далее - отделение жилищного обеспечения) об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Апрышкиной Ю.С., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Решением начальника отделения жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N Московченка Е.П. и членам ее семьи отказано в принятии на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на том основании, что ранее в составе семьи супруга она была по установленной норме обеспечена постоянным жилым помещением, которым распорядилась по своему усмотрению.
Московченка Е.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным названное решение, обязать начальника отделения жилищного обеспечения его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии истца и членов ее семьи на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы обращает внимание на то, что Московченка Е.П. в составе семьи своего супруга по установленной норме была обеспечена жилым помещением в "адрес", которым в ДД.ММ.ГГГГ году распорядилась по своему усмотрению.
Со ссылкой на статьи 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" представитель ответчика указывает, что военнослужащий, который распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением, не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма (в собственность бесплатно) в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По мнению автора жалобы, в 2002 году для военнослужащих массовое строительство жилых помещений не производилось, поэтому социальная поддержка военнослужащим оказывалась " ФИО2". Первоначальное название фонда отражало цели создания фонда - оказание социальной поддержки военнослужащим (сотрудникам) министерств и ведомств Российской Федерации, членам их семей, ветеранам, а также другим категориям граждан. Поскольку в настоящее время Московченка Е.П. и члены ее семьи лишены реальной возможности сдать ранее полученное безвозмездно ее супругом в связи со статусом военнослужащего жилое помещение, то государство исполнило свои обязательства по обеспечению истца жильем. Последующее обеспечение ее жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По делу установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году общероссийским общественным фондом "данные изъяты" (с ДД.ММ.ГГГГ года переименован в " "данные изъяты"") супругу истца бывшему военнослужащему ГУИН Минюста России "данные изъяты" ФИО13 на состав семьи из "данные изъяты" человек (он, жена и сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) была приобретена трехкомнатная квартира в городе "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., которая в ДД.ММ.ГГГГ года была оформлена в его собственность, а в ДД.ММ.ГГГГ года была продана.
Согласно пунктам N, N, и N Устава общероссийского общественного фонда "данные изъяты" фонд является не имеющим членства общественным объединением. Основной целью деятельности фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества для реализации благотворительных проектов и программ, направленных на поддержку и защиту гражданских, экономических (материальных), социальных, духовных и иных прав, свобод и потребностей, в том числе военнослужащих (сотрудников) министерств и ведомств Российской Федерации, в которых Законом предусмотрена военная служба, членов их семей, нуждающихся в социальной поддержке и защите. Для достижения поставленных целей фонд, в числе прочего, содействует улучшению жилищно-бытовых условий военнослужащих, участвует в финансировании, организации и координации работ по приобретению квартир, предназначенных для их проживания.
Из сообщения директора общероссийского общественного фонда " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году из средств добровольных пожертвований фондом была приобретена трехкомнатная квартира стоимостью "данные изъяты" рублей для семьи военнослужащего ГУИН Минюста России ФИО13, в соответствии с ходатайством Министра юстиции России.
Поэтому судом первой инстанции правильно установлено, что полученная в ДД.ММ.ГГГГ году трехкомнатная квартира была предоставлена мужу истца общественным фондом за счет средств добровольных пожертвований.
С ДД.ММ.ГГГГ году Московченка Е.П. проходит военную службу по контракту, ее выслуга лет в календарном исчислении составляет более "данные изъяты" лет.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту Московченка Е.П. обратилась в отделение жилищного обеспечения с заявлением о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма.
Решением начальника отделения жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N Московченка Е.П. отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что она утратила право на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Предоставляя указанной в этих нормах закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему в связи с прохождением военной службы жилое помещение для получения другого жилого помещения.
Обязанность военнослужащего по возврату Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти) ранее полученного из него жилого помещения вытекает и из пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Следовательно, если военнослужащий распорядился полученным ранее в связи с прохождением военной службы жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, он лишается права требовать повторного предоставления жилья по договору социального найма в порядке, определённом статьями 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
Вместе с тем эти ограничения не могут распространяться на случаи распоряжения военнослужащим жилым помещением, полученным от общественного объединения за счёт средств добровольных пожертвований.
Даже в случае сохранения истцом права проживания в квартире, предоставленной до поступления ее на военную службу, она не имела бы возможности сдать её либо её часть Министерству обороны Российской Федерации для последующего предоставления другому военнослужащему, поскольку она не получена от государства.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае на Московченка Е.П. не распространяется положение статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о возможности обеспечения жилым помещением лишь при условии сдачи Министерству обороны Российской Федерации ранее полученного жилого помещения.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба представителя ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Грозненского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года по административному исковому заявлению Московченка Е.П. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.