Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев дело по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица - акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" по жалобе его законного представителя директора Б. на решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2017 года,
установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - Общество) привлечено к ответственности за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в выразившиеся в неисполнении требований СанПиН 3.2.3215-14, в том числе по обеззараживанию осадков сточных вод от возбудителей паразитарных болезней.
Производство по делу возбуждено постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Надымском районе от 10.02.2017 по результатам внеплановой выездной проверки исполнения филиалом Общества в г. Надым законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В жалобе директор филиала Общества в г. Надыме Б., полагая, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, просит о прекращении производства по делу с приведением следующих доводов.
Судьёй не дана оценка тому обстоятельству, что на объекте КОС обеззараживание осадков сточных вод от возбудителей паразитарных болезней производится по методу термической обработки (пастеризации), контролируется по рабочей программе производственного лабораторного контроля. Не учтены объективные причины, по которым Общество не может применять методы по очистке осадков сточных вод, предусмотренные СанПиН 3.2.3215-14. Кроме того, ссылается на нарушение норм процессуального законодательства, допущенных должностными лицами контролирующего органа, при производстве по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, заслушав защитника Общества Г. по доводам жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административный штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток на юридических лиц.
Пункты 1.2 и 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (приложение), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08. 2014 N 50, зарегистрировано в Минюсте России 12 ноября 2014 г. N 34659, санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 16.7.4. установлены требования к дезинвазии осадков сточных вод. С целью обеззараживания осадков сточных вод от возбудителей паразитарных болезней применяется:
- термофильное (при температуре не менее 55 - 60 °C) сбраживание в метантенках. Учитывая значительную устойчивость возбудителей паразитозов к температурам, ниже рекомендованных (что не гарантирует обеззараживания), необходимо обеспечить инструментальный контроль технологических (температурных) параметров процесса;
- пастеризация в специальных инженерных сооружениях при температуре 70 °C в течение 20 мин.;
- обработка в биобарабанах;
- сжигание в специальных инженерно-технических сооружениях (многопудовые или барабанные печи, реакторы со взвешенным слоем и другие);
- метод аэробной стабилизации в течение 5 - 6 суток с предварительным прогревом смеси сырого осадка с активным илом при температуре 60 - 65 °C в течение 1,5 часов;
- обработка тиазоном в дозе 2% к общей массе осадка при экспозиции 10 суток. Добавление тиазона 0,25 - 3% к массе осадка и тщательное перемешивание в центрифугах в течение 60 мин. с последующим выдерживанием в буртах под полиэтиленовой пленкой в течение 7 суток обеспечивает его безопасность в отношении возбудителей паразитарных болезней;
- обработка овицидами биологическими ингибиторами-стимуляторами с минимальной дозировкой 1 литр на 60 м3 осадка влажностью более 85%, после чего не требуется дополнительной дезинвазии осадков сточных вод.
Обществу вменяется то, что в нарушение обязательных требований проводило очистку осадков сточных вод на канализационных очистных сооружениях (КОС) ПСВиК филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в г. Надыме, путем дезинвации осадков сточных вод от возбудителей паразитарных болезней путём термической обработки (пастеризации).
Согласно протоколу об административном правонарушении N 26 от 06.02.2017 пункт 16.7.4 СанПиН 3.2.3215-14 Обществом не исполняется, используемая технология очистки сточных вод от возбудителей паразитарных болезней, производится путём термической обработки (пастеризации) (т. 1 л.д.12-13, 24-25).
Из постановления должностного лица надзорного органа о назначении административного наказания от 10.02.2017 следует, что используемая Обществом технология очистки сточных вод, включает в себя устаревший метод обеззараживания осадков сточных вод от возбудителей паразитарных болезней, данный метод не соответствует СанПиН 3.2.3215-14.
Согласно позиции Общества, отсутствие в действиях состава правонарушения оно мотивирует тем, что в настоящее время используемый ими метод эффективен, поскольку результаты анализов показывают, что после прогрева и обеззараживания осадков сточных вод, яйца гельминтов отсутствуют. Кроме того, объективная возможность исполнения требований СанПиН 3.2.3215-14 у Общества отсутствует, поскольку принятое оборудование Общество модернизировать самостоятельно не может.
Вместе с тем, установление по делу только факта неисполнения требований СанПиН 3.2.3215-14 не презюмирует наличие состава правонарушения в силу следующих норм закона.
Согласно принципам презумпции невиновности и законности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (части 1 статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ).
Виновность лица в совершении административного правонарушения, является согласно п.3 ст. 26.1 обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении и обязательным элементом состава правонарушения, согласно понятию правонарушения в ч.1 ст. 2.1 Кодекса.
Из копии государственного контракта N 978А/2010-СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и модернизация канализационных очистных сооружений г. Надым" от 06.12.2010, заключенного между ГУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (Государственный заказчик) и ЗАО "СПИНОКС" (Подрядчик), следует, что Государственный заказчик в соответствии с условиями настоящего Контракта за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа поручает, а Подрядчик берет на себя обязательства: выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция и модернизация канализационных очистных сооружений г. Надым" (т. 2 л.д. 32-46).
К реконструкции объекта государственного контракта относятся мероприятия по его переустройству, модернизации, техническому перевооружению на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и технически изношенного оборудования.
Сроки окончания работ по объекту реконструкции, первоначально были запланированы на 4 квартал 2013 года. Согласно графику выполнения указанных работ по объекту "КОС н. Надым", предоставленному ГКУ "ДКСиИ ЯНАО", окончание работ запланировано только на июль 2017 года.
Согласно приложению N 1 к Договору аренды движимого и недвижимого имущества относящегося к сфере водоснабжения и водоотведения N 2/15-ЯКЭ-А от 27.12.2015 МУП "Теплоэнергоремонт" канализационные очистные сооружения г. Надым переданы во временное владение и пользование АО "Ямалкоммунэнерго" (т. 1 л.д. 37-63).
Таким образом, Общество приняло от муниципального предприятия системы коммунальной инфраструктуры объектов водоснабжения и водоотведения города Надым, состояние которых не соответствуют СанПиН 3.2.3215-14.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Частью 1 ст. 27 Водного кодекса РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в том числе осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Необходимым условием привлечения Общества к административной ответственности должны быть собранные по делу доказательства о том, что Общество, выполняя условия Договора аренды движимого и недвижимого имущества относящегося к сфере водоснабжения и водоотведения N 2/15-ЯКЭ-А от 27.12.2015 года могло и должно было совершить зависящие от него действия к соблюдению обязательных требований.
Доказательства для такого вывода материалы дела не содержат, доводы Общества об отсутствии возможности исполнить требование нормативного правого акта на время привлечения к ответственности не проверены.
В указанных обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными, они подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ - за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса РФ об АП,
решил:
решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2017 года, постановление постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Надымском районе от 10 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица - акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" отменить, производство по делу на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП прекратить - за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья /подпись/ Семейкина С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.