Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае на основании доверенности Деняк П.В. на решение Приморско-Ахтарского районного суда от 8 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, ООО "Норд Вест", Хлевовому В.Е., Кузьменко В.П. и Строцкой Ж.А. о признании недействительным договоров аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В обоснование требований указано, что на основании постановления главы администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 31 июля 2009 г. N 1589 между ООО "Норд Вест" и администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район заключен договор аренды от 31 июля 2009 г. N 2500002839 земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", для строительства завода по воспроизводству и до выращиванию осетровых рыб с годовой арендной платой " ... " тыс. рублей. 17 мая 2013 г. ООО "Норд Вест" передало права и обязанности по договору аренды Хлевовому В.Е., который 11 июня 2013 г. передал права и обязанности по данному договору Кузьменко В.П. 15 июля 2013 г. Кузьменко В.П. передал права и обязанности по договору аренды Строцкой Ж.А., которая является арендатором участка по настоящее время. На основании постановления администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 19 ноября 2013 г. N 2255 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " с "для строительства завода по воспроизводству и довыращиванию осетровых рыб" на "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции". Истец полагает указанные договор аренды от 31 июля 2009 г. N 2500002839, а также все последующие договоры передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения недействительными (ничтожными) сделками, поскольку территория спорного земельного участка занята лиманами Куговатым и Золотым, плесом Черепашковым, прудами и болотами. Истец полагает, что спорный земельный участок относиться к федеральной собственности в силу закона и администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район не имела права им распоряжаться.
В связи с чем, истец просит признать недействительными (ничтожными): договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... " от 31 июля 2009 г. N 2500002839, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ООО "Норд Вест"; договор передачи прав и обязанностей по договору аренды указанного земельного участка от 22 мая 2013 г., заключенный между ООО "Норд Вест" и Хлевовым В.Е., от 10 июня 2013 г., заключенный между Хлевовым В.Е. и Кузьменко В.П., от 16 июля 2013 г., заключенный между Кузьменко В.П. и Строцкой Ж.А.
Применить последствия недействительности сделок путем возврата сторон в первоначальное положение и погашения записей о государственной регистрации данных договоров в ЕГРП. Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ". Истребовать спорный участок из чужого незаконного владения Строцкой Ж.А.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда от 8 декабря 2015 г. в удовлетворении требований истца отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Управления. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя ООО "Норд Вест" на основании доверенности Найденову Ю.Н., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 31 июля 2009 г. N 1589 между ООО "Норд Вест" и администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район заключен договор аренды от 31 июля 2009 г. N 2500002839 земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", для строительства завода по воспроизводству и до выращиванию осетровых рыб с годовой арендной платой " ... " тыс. рублей.
17 мая 2013 г. ООО "Норд Вест" передало права и обязанности по договору аренды Хлевовому В.Е., который 11 июня 2013 г. передал права и обязанности по данному договору Кузьменко В.П.
15 июля 2013 г. Кузьменко В.П. передал права и обязанности по договору аренды Строцкой Ж.А., которая является арендатором участка по настоящее время.
На основании постановления администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 19 ноября 2013 г. N 2255 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " с "для строительства завода по воспроизводству и довыращиванию осетровых рыб" на "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции".
Указанный земельный участок 21 ноября 2005 г. был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 2343/12/09-563213 выданным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю 27 июля 2009 г.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 приведенного закона необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В графической и текстовой части межевого плана земельного участка с кадастровым номером " ... ", определена площадь, координаты и границы земельного участка. При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером " ... " не выявлено пересечение, наложение его границ на указанные в иске смежные земельные участки, расположенные в кадастровом квартале " ... "
Правовой статус особо охраняемых природных территорий определен Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии со статьей 1 которого особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона к особо охраняемым природным территориям относятся: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Перечень категорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям, является закрытым и не содержит такой категории как водно-болотные угодья, имеющие международное значение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года" в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц включена Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник "Приазовский".
Указанное постановление, так же как и постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 г. N 413 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 года" не присваивают водно-болотным угодьям, имеющим международное значение, правовой статус особо охраняемой природной территории. К особо охраняемым природным территориям федерального значения, в установленном порядке отнесен только государственный заказник "Приазовский", включенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России на территории Славянского района Краснодарского края, в границы которого не входит спорный земельный участок.
В отношении остальных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья подобных решений не принималось.
Таким образом, территории, которым в установленном порядке не присвоен статус особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", не могут рассматриваться в качестве особо охраняемых природных территорий федерального или иного значения, и, как следствие, по данному критерию не могут быть отнесены к какому либо уровню публичной собственности. В силу статей 16-19 Земельного кодекса Российской Федерации, государственная собственность на данные земли не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, следует признать состоятельным вывод суда о том, что администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район правомерно заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 31 июля 2009 г. N 2500002839, зарегистрированный в установленном порядке Управлением Росреестра по Краснодарскому краю (Приморско-Ахтарский отдел).
Как следует из сообщения Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 16 ноября 2015 г., лиман Золотой в указанный земельный участок не входит. Плёс Черепашковый и лиман Куговатый сохранили свои названия, перестав быть водными объектами в том смысле, как это определено в пункте 4 статьи 1 Водного кодекса РФ. По данным исследований ООО "Нерудгео-М", проведенных по заказу ООО "Норд Вест" в 2014 г. земельный участок с горным отводом для добычи морской ракушки на Садковском месторождении в Приморско-Ахтарском районе представляет собой косы, валы и гряды, а также равнинные участки в виде небольших повышений. Большинство гряд и валов имеют ориентировку параллельную берегу Азовского моря и представляют собой аккумулятивные формы рельефа, образовавшиеся вдоль прежних береговых линий. На отдельных площадях валы и гряды выровнены, снивелированы. Абсолютные отметки поверхности района месторождения изменяются от долей до 5-7 м., составляя в среднем 2,0-2,5 м. В границах месторождения абсолютные отметки поверхности земли изменяются от 0,1 до 0,8 м". Прилагаемая к проекту горного отвода схема содержит изображение трёх разрезов, из которых видно, что в каждом из них верхним является почвенно-растительный слой.
В части 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок описывается как вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Приведённое истцом в заявлении определение земельного участка не соответствует российскому законодательству в связи с утратой силы положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Существующий ныне водоём возник в результате отработки ракушки (хозяйственной деятельности ООО "Норд Вест") и имеет искусственное происхождение, соответствует признакам обводнённого карьера, то есть под действие правила пункта 1 статьи 8 Водного кодекса РФ и, как следствие, не может быть признан собственностью Российской Федерации в силу Закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки (т.е. после подписания сторонами договора аренды который имеет силу акта-приема передачи).
В силу пункта 6 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса РФ" нормы Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пункт 9 указанного закона предусматривает, что сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 г.
В пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения Гражданского кодекса РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Закона N 100-ФЗ применяются к сделкам, совершенным после дня вступления его в силу, то есть после 1 сентября 2013 года (пункт 6 статьи 3 Закона N 100-ФЗ). Для целей применения этого положения под совершением двусторонней сделки (договора) понимается момент получения одной стороной акцепта от другой стороны (пункт 1 статьи 432, пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса РФ). При этом согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ сроки исковой давности и правила их исчисления, в том числе установленные статьей 181 Гражданского кодекса РФ, применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.
Таким образом, поскольку срок исковой давности по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 31 июля 2009 г. N 2500002839 истек до 1 сентября 2013 г., новая редакция пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ, согласно которой течение срока исковой давности в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения, применению не подлежит.
Факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для отказа в иске, применение судом срока исковой давности исключает саму необходимость исследования доказательств по делу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца, в том числе по причине пропуска срока исковой давности следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморско-Ахтарского районного суда от 8 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае на основании доверенности Деняк П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.