Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Зенина В.А.,
судей Шелудько В.В., Малаевой В.Г.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г-к. Анапа по доверенности Слановой А.В. на решение Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Попандопуло М.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 9094 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере 55 083 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель Попандопуло М.И. уточнил требования иска в части величины рыночной стоимости земельного участка, указав ее в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено. Суд установилв отношении земельного участка с кадастровым номером " ... " кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 12 апреля 2016 г. в размере 54 918 000 руб.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости определено считать 3 октября 2016 г.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г-к. Анапа по доверенности Сланова А.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Попандопуло М.И. по доверенности Федченко А.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью 9094 кв. м, расположенный по адресу: " ... ". принадлежит Попандопуло М.И. на праве собственности.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст.389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390).
В соответствии с требованиями 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 12 апреля 2016 г.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка. Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 12 апреля 2016 г. в размере 55083 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства по делу назначена судебная оценочная экспертиза определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 12 апреля 2016 г.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 12 апреля 2016 г. составляла 54918 000 рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, определённая судебным экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Попандопуло М.И. подала исковое заявление в Краснодарский краевой суд 3 октября 2016 г.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав муниципального образования г-к. Анапа в связи со снижением налоговой базы земельного участка, а следовательно, снижением поступлений в местный бюджет, является несостоятельным и не заслуживает внимания, поскольку обратившись в суд с настоящим иском, административный истец реализовала предоставленное ей законом право.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2016 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 5 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.