СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 20 февраля 2017 года дело по апелляционной жалобе Рыжанковой Л.Н. решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2016 года, которым
В удовлетворении исковых требований Рыжанковой Л.Н. к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретение жилья, признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, восстановлении в списках очередности, отказано.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., пояснения представителя Ботнарюка М.Д., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Рыжанкова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Просит о признании права на получение государственной жилищной субсидии в 2016г. в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с даты постановки на учет 24.11.1994 по категории "пенсионеры" на состав семьи 1 человек, обязании предоставить на состав семьи 1 человек в 2016 году государственную жилищную субсидию, признании незаконными действий администрации МО ГО "Воркута" по исключению Рыжанковой Л.Н. из сводного списка граждан-получателей сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2016 год по Республике Коми, по категории "пенсионеры" на состав семьи 1 человек, с датой постановки на учет 24.11.1994, восстановлении истца в данном списке с той же датой постановки на учет.
Истец Рыжанкова Л.Н. в судебном заседании участия не принимала. О дне и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Ботнарюк М.Д., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители администрации МО ГО "Воркута" и Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в судебном заседании участия не принимали, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с вынесенным решением суда первой инстанции, просит его отменить как необоснованное, полагая, что судом не исследованы все значимые обстоятельства, а также неверно применил нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 1 Федерального закона N125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Согласно пп. "и" п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что Рыжанкова В.Н. состояла в очереди очередь на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи указал 1 человек, с датой постановки на учет 24.11.1994.
Письмом от 21.10.2016 Минстрой Республики Коми сообщило Рыжанковой В.Н. об отсутствии у нее права на получение государственного жилищного сертификата 2016 года выпуска и снятии ее с учета граждан, имеющих право его получение, в связи с не предоставлением сведении о наличии у нее в собственности дополнительной 1/6 доли в жилом помещении за пределами районов Крайнего Севера.
Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" (протокол N 43 от 11.11.2016, утвержденный постановлением администрации МО ГО "Воркута" N 1856 от 16.11.2016) Рыжанкова Л.Н. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учет 24.11.1994 на основании п.21 "в" Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002г. N 879 от 10.12.2002г. (выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений).
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд пришел к правильному выводу о том, что непредставление истцом сведений о возникновении у нее права собственности на жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера в период нахождения на учете граждан, имеющих право на получение выплаты для переселения, с учетом фактических обстоятельств дела, являлось основанием для исключения ее из очередности на получение государственного жилищного сертификата.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий у истца в связи с приобретением жилого помещения в порядке наследования в Краснодарском крае прекратилось, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение о снятии Рыжанковой Л.Н. с учета является законным.
При этом суд обоснованно исходил из того, что решение комиссии об исключении Рыжанковой Л.Н. из списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов является законным и обоснованным, поскольку обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а ввиду возникновения у истца права собственности на жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" на ... доли в праве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.07.2010, а также заявлением об открытии и принятии наследства, с учетом площади жилого помещения, исключение истца из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является правомерным.
Выводы суда подробно мотивированны и сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Довод апелляционной жалобы о том, что приобретение доли в жилом помещении в Краснодарском крае по наследству не является основанием для снятия с жилищного учета, поскольку такое основание снятия с учета не предусмотрено Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 г., отклоняется судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Основание приобретения жилого помещения в собственность (за исключением единственного случая - приобретения жилья за счет ипотечных кредитов и наличия непогашенной ссудной задолженности по этому кредиту) не имеет существенного значения для определения уровня обеспеченности гражданина площадью жилого помещения.
Приобретение Рыжанковой Л.Н. в собственность жилого помещения влечет изменение ее жилищных условий. При этом в силу действующего законодательства жилищные условия граждан являются одним из оснований принятия и состояния их на жилищном учете, изменение условий, влекущих исчезновение оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, является основанием для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Кроме того, в силу положений п. 4 ст. 1152 ГК РФ, имущество, приобретенное в порядке наследования, считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права, поскольку вопрос о законности состоять на учете граждан-получателей жилищного сертификата являлся предметом рассмотрения Воркутинского городского суда, при вынесении решения 11.11.2013 являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание, им дана надлежащая юридическая оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на оспаривание выводов суда, оснований не согласиться с которыми у коллегии не имеется.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и вынес законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда республики Коми от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыжанковой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.