СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 24 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Меладзе О.В. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 19 декабря 2016 года, которым
с Меладзе О.В. в пользу администрации МО ГО "Инта" взыскано неосновательное обогащение в размере ... руб. за использование земельного участка, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", кадастровый номер: "Номер обезличен", площадью 8841 кв.м. за период с 01.04.2013 по 31.03.2016,
с Меладзе О.В. в доход местного бюджета МО ГО "Инта" взыскана государственная пошлина в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения Меладзе О.В., представителя АМОГО "Инта" Петухова Д.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МОГО "Инта" обратилась в суд с иском к Меладзе О.В. о взыскании неосновательного обогащения в сумме ... руб. за использование земельного участка местоположением: "Адрес обезличен", кадастровый номер "Номер обезличен", площадью 8841 кв.м. в период с 01.04.2013 по 31.03.2016.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и неправильном расчете размера взыскания.
Установлено, что с 02 мая 2012 года в собственности Меладзе О.В. находится объект недвижимого имущества - здание молокозавода, производственного (промышленного) назначения, расположенное по адресу: "Адрес обезличен", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно кадастровой выписке от 04.03.2016 земельный участок с кадастровым номером: "Номер обезличен", с почтовым адресом ориентира: "Адрес обезличен", площадью 8841 кв.м. относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации молочного завода. При этом сведения о регистрации прав отсутствуют.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером "Номер обезличен" не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, и был занят недвижимым имуществом, то независимо от принадлежности такого имущества названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение этим земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
С момента государственной регистрации права собственности ответчика на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "Номер обезличен", к нему на основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса перешло право пользования земельным участком, занятым этим объектом и необходимым для его использования.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ (действовавшей до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу приведенных выше положений закона, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
С учетом изложенного, исходя из системного толкования положений пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ о том, что право собственности и иные вещные права на землю подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права, только наличие зарегистрированного права собственности на земельный участок позволяет его собственнику уплачивать плату за его использование в виде земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Меладзе О.В. не приобрел соответствующий земельный участок ни в собственность, ни в аренду, поэтому он не может уплачивать добровольно и с него нельзя взыскать принудительно ни земельный налог, ни арендную плату.
В подобных случаях правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются
Правом требовать плату за землю в виде неосновательного обогащения с лиц, неосновательно пользующихся земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, наделены органы, которым право распоряжения такими участками предоставлено законом.
В данном случае таким органом является администрация, обратившаяся в суд в пределах своей компетенции с настоящим иском.
Таким образом, вывод суда о взыскании с Меладзе О.В. неосновательного обогащения, равного арендной плате, подлежавшей уплате за определенный период времени, по существу является верным.
Меладзе О.В. не согласился с расчетом взыскания, ссылаясь на неправильное применение ставок арендной платы по виду разрешенного использования, а также коэффициента, отражающего категорию арендатора.
Судебная коллегия проверила расчет сторон и пришла к следующим выводам.
Для установления размера неосновательного обогащения, равного арендной плате, за период с 01.04.2013 по 28.02.2015 применяется Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории МО ГО "Инта", утвержденное решением Совета МО ГО "Инта" от 29.05.2008, а также решением Совета МО ГО "Инта" от 05.06.2008.
Размер годовой арендной платы определялся по формуле:
А = ПК х КС х К1 х К2, где:
А - годовой размер арендной платы за земельный участок (руб.);
ПК - процент, принимаемый для различных категорий земель (приложение 1 к Положению);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
К1 - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка (приложение 2 к Положению);
К2 - коэффициент, учитывающий размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора (приложение 3 к Положению).
За период с 01.04.2013 по 31.12.2014 (640 дней) при кадастровой стоимости участка ... руб. размер платы составит ... руб. исходя из следующего расчета:
... руб. х 10%(процент, принимаемый для земли населенных пунктов, согласно приложению 1) х 9 (коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка, - "прочие категории, не вошедшие в перечень земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, быта и заготовок" п.9.5 приложения 2) х 0,25 (коэффициент, учитывающий размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора, - "прочие, не вошедшие в перечень" п.13 приложения 3) : 365 х 640.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о применении коэффициента, учитывающего размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора, в размере 0,2, который относится к предприятиям и организациям промышленности, транспорта, связи, строительства, энергетики, аудиторским, рекламным, туристическим фирмам и агентствам, банкам, биржам, поскольку Меладзе О.В. не относится к таковым.
С 01.01.2015 утверждена новая кадастровая стоимость земель населенных пунктов Приказом Минприроды Республики Коми от 28.01.2014 N 515 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми".
За период с 01.01.2015 по 28.02.2015 исходя из кадастровой стоимости участка ... руб. размер платы составит ... руб.:
... руб. х 10%(процент, принимаемый для земли населенных пунктов, согласно приложению 1) х 9 (коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка, - "прочие категории, не вошедшие в перечень земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, быта и заготовок" п.9.5 приложения 2) х 0,25 (коэффициент, учитывающий размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора, - "прочие, не вошедшие в перечень" п.13 приложения 3) : 365 х 59 дней.
С 01.03.2015 по 31.03.2016 (397 дней) расчет арендной платы производится в соответствии с Решением Совета МО городского округа "Инта" от 28.04.2015 N II-37/4 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городского округа "Инта", предоставляемые в аренду без торгов".
4 настоящего Порядка, по следующей формуле:
А = КС x С x К, где:
А - годовой размер арендной платы (руб.);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
С - ставка арендной платы земельного участка;
К - коэффициент, отражающий категорию арендатора.
Ставка арендной платы земельного участка (С) устанавливается по виду его разрешенного использования в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Кадастровая стоимость участка - ... руб.; коэффициент, отражающий категорию арендатора (К), устанавливается в размере 1; ставка арендной платы земельного участка - 0,1 (земельные участки для размещения производственных и административных объектов промышленности - п.п.1.9.1). Расчет администрации с применением ставки 0,18 "земельные участки для размещения материально-технического и продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" является неверным, поскольку участок с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации молочного завода не относится к п.1.9.2, как предложено истцом.
Таким образом, арендная плата составит:
... руб. х 0,1 х 1 : 365 х 397 = ... руб.
Всего за спорный период:
...
Доводы апелляционной жалобы об отнесении к категории арендаторов "предприятия и организации, занимающиеся производством продуктов первой необходимости (хлеб, молоко, мясо) (обязательное условие: продукция должна иметь сертификат соответствия)" несостоятельны, т.к. доказательств производства, а равно соответствующего сертификата не представлено.
Не подлежат удовлетворению доводы жалобы о необходимости установления факта уплаты (неуплаты) земельного налога продавцом здания молокозавода. Поскольку с 2012 года собственником здания является Меладзе О.В., соответственно, земельный участок использовался ответчиком.
Анализ Приложения 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования городского округа "Инта", утвержденного Решением Совета МО городского округа "Инта" от 29.05.2008 N I-14/9, свидетельствует о том, что ответчик относится к категории арендаторов по строке: "Прочие, не вошедшие в перечень", статус индивидуального предпринимателя в данном случае не имеет значения.
Пунктом 3.2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городского округа "Инта", предоставляемые в аренду без торгов, от 28.04.2015 N II-37/4, для арендуемых земельных участков субъектами малого предпринимательства и индивидуальными предпринимателями при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков установлен размер годовой арендной платы 0,3% кадастровой стоимости земельного участка. Меладзе О.В. земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставлялся, в связи с чем переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды невозможно, следовательно, невозможно применение вышеуказанной нормы для определения размера арендной платы.
Ссылки в жалобе на решение администрации МО ГО "Инта" от "Дата обезличена" об отмене свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, выданного ОАО " Н." "Дата обезличена", к предмету настоящего спора не относятся.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит изменению в части размера взыскания и государственной пошлины.
Руководствуясь ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 19 декабря 2016 года изменить:
Взыскать с Меладзе О.В. в пользу администрации МО ГО "Инта" неосновательное обогащение в размере ... руб. за использование земельного участка, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", кадастровый номер: "Номер обезличен", площадью 8841 кв.м. за период с 01.04.2013 по 31.03.2016.
Взыскать с Меладзе О.В. в доход местного бюджета МО ГО "Инта" государственную пошлину в размере ... руб.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.