СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Маркелова К.Б., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании "Дата обезличена" дело по апелляционным жалобам Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым удовлетворены исковые требования М. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла". Признано за М. право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла" возложена обязанность выдать соответствующее удостоверение.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла" (далее - ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла") о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", как педагогическому работнику, имеющему необходимый для назначения мер социальной поддержки стаж работы в сельской школе, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика в предоставлении указанной льготы.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла" и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
По делу установлено, что М. с "Дата обезличена" работала в Войвожской средней школе в должности ... , с "Дата обезличена" - в должности ... "Дата обезличена" она уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию за выслугу лет. С "Дата обезличена" истцу назначена пенсия по подпункту "д" пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях".
М. зарегистрирована по адресу: "Адрес обезличен"
16 марта 2016 г. истец уведомлена о том, что по результатам рассмотрения ее заявления о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла" принято решение об отказе в удовлетворении заявления по причине прекращения педагогической деятельности до назначения пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд пришел к выводу, что истец имеет право на предусмотренные статьей 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ меры социальной поддержки вне зависимости от даты выхода на пенсию.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на законе и соответствующим обстоятельствам дела.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Ранее предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Положения вышеуказанного Постановления от 4 мая 1971 г., касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", пункт 5 статьи 55 которого предусматривал право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
В статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., определяя правовой статус педагогических работников, федеральный законодатель также предусмотрел для них право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и части коммунальных услуг, если они проживают и работают в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Государственный Совет Республики Коми принял Закон от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения Республики Коми", согласно которому педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения (часть 2 статьи 18 в редакции Закона Республики Коми от 1 марта 2016 г. N 11-РЗ).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ установленные частью 2 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в государственных образовательных организациях Республики Коми и муниципальных образовательных организациях в Республике Коми, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Таким образом, действовавшие в момент работы М. в муниципальном образовательном учреждении правовые акты не связывали возникновение права вышедших на пенсию педагогов на меры социальной поддержки с фактом расторжения трудового договора по осуществлению педагогической деятельности после назначения пенсии.
Установив с достаточной полнотой имеющие значения для разрешения спора обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно признал, что М., проработавшая педагогом в сельской местности более 10 лет, имевшая в период трудовой деятельности и на день назначения пенсии право на льготы как педагогический работник образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, проживавшая в период осуществления педагогической деятельности и проживающая на день обращения за мерами социальной поддержки в сельском населенном пункте, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ.
Это право, как правильно указал суд, не соглашаясь с позицией ответчика о том, что истец не вправе претендовать на требуемые меры социальной поддержки ввиду назначения ей пенсии после прекращения педагогической деятельности, не может быть поставлено в зависимость от даты назначения пенсии по выслуге лет, не совпадающей с датой увольнения истца из учреждения образования при наличии всей совокупности иных необходимых условий.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О, в силу которой субъект Российской Федерации, обладая правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан, не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, включая пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами, в том числе путем включения дополнительных условий, сужающих круг лиц, на которых распространяются льготы.
По изложенным основаниям судебная коллегия отклоняет доводы апелляционных жалоб ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о том, что М. не отвечает всем предусмотренным законом критериям для получения требуемых мер социальной поддержки, аналогичных позиции ответчика и третьего лица в ходе разрешения спора по существу судом первой инстанции, и находит принятое по делу решение подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционные жалобы ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Вуктыла" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.