СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 06 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2016 года, по которому
иск Шилягиной Н.В. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми удовлетворен.
Признано за Шилягиной Н.В. право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учет по категории "пенсионеры" с 14.10.1994, на состав семьи 3 человека: Шилягина Н.В., Шилягин И.А., Заворуева П.И..
Возложена обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми предоставить Шилягиной Н.В. государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" без уменьшения размера итоговой социальной выплаты на стоимость отчужденного в 2000 году жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Шилягина Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Минстрой РК), с учетом уточнений просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата и обязать ответчика выдать жилищный сертификат, а также предоставить субсидию без уменьшения суммы предоставляемой субсидии.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Минстрой РК со ссылкой на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шилягина Н.В. была зарегистрирована в списке очередности на получение жилой площади от Воркутинского (Сосногорского) отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" по дате подачи заявления от 14.10.1994г., однако жилым помещением не была обеспечена.
Истица является пенсионером по старости с 11.10.2011г., в связи с чем 25 апреля 2012 года она обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о восстановлении в списках очередников на получение жилья за пределами города Воркуты с даты подачи заявления в отделение Северной железной дороги - 14.10.1994г.
В соответствии с постановлением администрации МО ГО "Воркута" от 28.04.2012 N 534 Шилягина Н.В. восстановлена в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 14.10.1994г.
В адрес Минстрой РК администрацией МО ГО "Воркута" представлен пакет документов для получения ГЖС Шилягиной Н.В., включенной в сводный список граждан - получателей сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2016 год по Республике Коми по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 14.10.1994 с составом семьи 3 человека, включая Шилягину Н.В., Шилягина И.А.(супруг), Заворуеву П.И. (мать).
03 октября 2016 года Минстрой РК уведомило истца об отказе в предоставлении ГЖС со ссылкой на неправомерное определение даты постановки на учет по категории "пенсионеры".
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции действующей с 01.01.2012) очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Ранее действующая редакция указанной статьи данные положения не содержала.
В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780, действовавшей до 01.01.2012г., в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Поскольку право Шилягиной Н.В. на переход в другую очередь по категории "пенсионеры" возникло 11.10.2011г., то есть до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований в указанной части, признав за Шилягиной Н.В. право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учет по категории "пенсионеры" 14.10.1994г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25.10.2005 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Удовлетворяя требования в части возложения обязанности на ответчика предоставить жилищную субсидию истице без уменьшения размера итоговой социальной выплаты на стоимость отчужденного в 2000 году членом семьи истца жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен", суд верно исходил из того, что сделка по отчуждению указанного жилого помещения совершена до того, как истец обратилась с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в статью 6 вышеназванного Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, согласно которым при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Вышеназванные изменения, согласно статье 2 Закона N 212-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2012 года.
Нормы Закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, действующие до 01 января 2012 года, предусматривали альтернативную обязанность лиц, получающих жилищную субсидию, по расторжению договора социального найма и передаче жилого помещения либо об отчуждении жилого помещения, принадлежавшего им на праве собственности, а если такое жилье продано, то размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Следовательно, при условии сдачи занимаемого жилого помещения или дачи согласия на уменьшение величины социальной выплаты в размере стоимости отчужденного жилого помещения, лицо имеет право на жилищную субсидию без учета уменьшения ее размера независимо от заключения получателем жилищной субсидии и (или) членами его семьи сделки по отчуждению иного жилого помещения, если данная сделка и переход права собственности на жилое помещение были произведены до 01 января 2012 года, а лицо, участвующее в Подпрограмме, включено в нее, после отчуждения жилого помещения.
В рассматриваемой правовой ситуации судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда об отсутствии оснований для уменьшения размера субсидии на сумму, полученную от сделки по отчуждению жилого помещения, исходит из того, что истица обратилась с заявлением о включении её в состав участников Подпрограммы 25.04.2012г., а сделка по отчуждению спорного жилого помещения совершена в 2000 году, т.е. до признания истца участником Подпрограммы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении жилищной субсидии подлежат учету все сделки по отчуждению жилых помещений независимо от времени их совершения, основаны на неправильном толковании норм материального права, а поэтому подлежат отклонению.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.