СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 10 апреля 2017 года дело по апелляционным жалобам С и С на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 октября 2016 года, которым
Исковые требования С, С к Администрации муниципального образования городского округа " ... " о возложении обязанности выплатить денежные средства для приобретения жилья вне очереди, оставлены без удовлетворения.
А также на дополнительное решение Сыктывкарского городского суда от 19 января 2017 года, которым
Исковые требования С, С к администрации муниципального образования городского округа " ... " о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного, о направлении в следственные органы материалов дела, оставлены без удовлетворения
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения С., действующего от своего имени, а также от имени С. и С., объяснения представителя администрации МО ГО " ... " ... и представителя департамента финансов администрации МО ГО " ... " ... , судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО ГО " ... " о возложении обязанности выплатить вне очереди денежные средства в размере ... руб. ... коп., для приобретения жилья в связи с чем, что принадлежащая ему квартире по адресу: "Адрес обезличен" признана непригодной для проживания.
С аналогичным иском обратилась супруга С. - С., просила обязать администрацию МО ГО " ... " выплатить ей, вне очереди, денежные средства в размере ... руб. в связи с непригодностью жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен".
Истцами заявлены также требования о предоставлении жилых помещений взамен непригодных.
Суд постановилприведенное выше решение и дополнительное решение.
В апелляционных жалобах, дополнениях к апелляционным жалобам С. и С. просят об отмене решения суда и дополнительного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, полагая, что суд не обоснованно не учел фактические обстоятельства дела, а именно плачевное состояние жилого помещения, в котором отсутствует отопление, состояние электроснабжения представляет собой серьезную опасность для проживающих в жилом помещении людей.
В суд апелляционной инстанции не явились истица С. и третье лицо С., извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. Представитель истцов на удовлетворении апелляционных жалоб настаивал.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным и не подлежащим отмене.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ... году в порядке приватизации С. в собственность приобрел жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", совместно с ним зарегистрирована дочь С.
Супруга С. - С. является собственником жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен".
Межведомственной комиссией администрации МО ГО " ... " "Дата обезличена" вынесено заключение о признании жилых помещений по адресу: "Адрес обезличен" непригодными для проживания.
С. и его дочь С. приняты на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 года N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", по категории "лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" непригодными для проживания", с датой постановки на учет "Дата обезличена" года под N ... , с составом семьи ... человека.
С. принята на аналогичный учет под N ... с датой постановки "Дата обезличена".
С., С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, малоимущими в целях постановки на учет не признаны, признаны малоимущими в органах социальной защиты населения, в целях получения социальной помощи.
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: "Адрес обезличен", аварийным не признавался, не включен в адресный перечень муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилья.
Заявляя исковые требования С. и С. полагали, что признание их жилых помещений непригодными для проживания, а также то, что процент износа их жилых помещений составляет более 100 %, дают им право на получение за счет администрации МО ГО " ... " денежных средств для приобретения жилого помещения, вне очереди, в размере среднерыночной стоимости жилых помещений, либо возлагают на администрацию обязанность обеспечить их благоустроенным жилым помещением.
Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Реализуя полномочия по определению категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений.
По общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан, в частности для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).Реализация права на предоставление жилого помещения на условиях социального найма в указанных случаях не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ в различных постановлениях (например, определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 44-В09-41, определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, от 19.10.2010 N 1328-О-О, от 26.05.2011 N 643-О-О).
При этом предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Положениями пунктов 1, 3 части 1 статьи 85 и статей 86, 87 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, при выселении граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в случаях, если дом, в котором находится это жилое помещение, подлежит сносу и органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о сносе дома; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Однако данный порядок предусмотрен в отношении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. В отношении собственников жилых помещений в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен иной порядок защиты их жилищных прав.
Согласно положениям частей 1 и 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры как по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и в случае невыполнения собственниками указанного требования, по последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Как следует из материалов дела, семья Снегиревых на момент рассмотрения спора в суде не была признана относящейся к категории малоимущих граждан.
Решение о признании дома N 11 по ул. Корабельной г. Сыктывкара аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не принималось, указанный дом в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Напротив, дом включен в проект формирования региональной программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах, истцы не могут претендовать на внеочередное получение жилого помещения взамен принадлежащей на праве собственности квартиры, признанной непригодной для проживания, поэтому суд первой инстанции был не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить семью Снегиревых другим равноценным благоустроенным жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются не состоятельными, поскольку прямо противоречат вышеприведенным требованиям закона.
Требования истцов о выплате денежных средств с целью приобретения ими иного жилого помещения самостоятельно также не подлежали удовлетворению.
Как указывалось выше, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения путем выкупа.
Поскольку в данном случае жилой дом, в котором проживают С, не только не признавался аварийным и подлежащим сносу, но в отношении него не принималось решение об изъятии жилого помещения либо земельного участка для муниципальных нужд, то и оснований для выкупа жилого помещения, принадлежащего истцам, не имелось.
Ссылки в апелляционных жалобах на крайне ветхое состояние жилого дома при установленных по делу юридически значимых обстоятельствах отмену судебного решения повлечь не могут. При таком положении дел граждане претендовать на получение от администрации МО ГО " ... " жилого помещения маневренного фонда для временного проживания.
Факт признания семьи Снегиревых малоимущими для предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда "Дата обезличена" также не свидетельствует о незаконности судебного решения, поскольку указанных обстоятельств на момент вынесения судом решения не существовало. Кроме того, как указано выше, самого факта признания граждан малоимущими при отсутствии постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не достаточно.
Оснований для направления материалов дела в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности сотрудников администрации, членов межведомственной комиссии, у суда также не имелось, поскольку оспаривание действий (бездействия) должностных лиц, решений государственных органов осуществляется в ином порядке.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены имеющие значение для рассмотрения дела юридически значимые обстоятельства, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован и применен судом верно. Нарушение норм процессуального права не допущено. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не находит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 октября 2016 года и дополнительное решение от 19 января 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы С. и С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.