Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Хапачевой Р.А.,
судей Богатыревой Е.В. и Панеш Ж.К.,
при секретаре Киреевой И.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Панеш Ж.К. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Хамукова ФИО11 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Хамукова ФИО12 к Администрации МО "Город Майкоп" о признании незаконным пункта 2 решения комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), утвержденного распоряжением администрации МО "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ N-р и об обязании Администрации МО "Город Майкоп" предоставить Хамукову ФИО13 на состав семьи 5 человек субсидию на улучшение жилищных условий в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" - отказать,
установила:
Хамуков ФИО14 обратился в суд с иском к Администрации МО "Город Майкоп", в котором просил признать незаконным пункт 2 решения комиссии по жилищным вопросам Администрации МО "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), утвержденного распоряжением администрации МО "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ N-р, о снятии истца вместе с членами семьи с жилищного учета и исключении из общего списка и списка молодых семей в связи с достижением им предельного возраста и обязании Администрации МО "Город Майкоп" предоставить на состав семьи истца 5 человек субсидию на улучшение жилищных условий в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей".
По мнению истца, данное решение нарушает его права на улучшение жилищных условий, поскольку на момент первоначального включения в программу (2009 год), его семья соответствовала предъявляемым возрастным требованиям.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого просит истец Хамуков ФИО18., считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Хамукова ФИО16 и его представителя по ордеру адвоката Аутлевой ФИО17., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение представителя Администрации МО "Город Майкоп" по доверенности Голубенко М.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ N-р, Хамуков ФИО19. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в общий список и в список молодых семей для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002 - 2010 годы составом семьи 4 человека с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).
В период действия Федеральной целевой программы социальная выплата семье заявителя не предоставлена.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), утвержденным распоряжением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от ДД.ММ.ГГГГ N-р, истец с семьей был снят с учета и исключён из списка молодых семей - участников долгосрочной целевой программы (л.д.21).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Согласно разделу 3 данной подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 июня 2009 года N 138-р утверждена "Республиканская целевая программа" Обеспечение жильем молодых семей в Республике Адыгея" на 2006-2010 годы".
Согласно разделу 3 участников программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 вышеуказанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
При этом в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" на орган местного самоуправления муниципального образования возложена обязанность до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сформировать списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представить эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании названных списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком. После определения государственным заказчиком подпрограммы для каждого субъекта Российской Федерации предварительных контрольных цифр в отношении бюджетных средств и доведения их до органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации последний утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году с учетом финансирования мероприятий подпрограммы (пункты 21, 23, 25 - 26 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, в которых законодатель установилусловия, при которых молодая семья может быть участником программы.
Пункт 6 названных Правил предусматривает, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящий Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты.
Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (п. 18).
Таким образом, участником, как предыдущей подпрограммы, так и подпрограммы на 2011-2015 годы могла быть молодая семья, если возраст каждого из супругов или одного из родителей в неполной семье не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с пунктом 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 марта 2016 года N 699-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Е.А. на нарушение ее конституционных прав подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
То есть изложенное выше свидетельствует о том, что само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Таким образом как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Поскольку Хамуков ФИО20 достиг 36-летнего возраста, суд обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
В силу изложенного, оснований для отмены либо изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия,
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи Е.В. Богатырева
Ж.К. Панеш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.