Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия от 26.01.2017, решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 28.02.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район",
установил:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия от 26.01.2017 администрация муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Решением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 28.02.2017 постановление оставлено без изменения, жалоба Администрации - без удовлетворения.
С такими постановлением и решением не согласна Администрация. В поданной жалобе просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что исполнить решение суда не имеет возможности, поскольку в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения (квартиры), которые можно было бы предоставить гражданам на условиях социального найма. Характер имущественного взыскания по исполнительному документу не обязательно предполагает передачу имущества должником взыскателю в натуре. В рамках исполнения решения суда Администрация неоднократно обращалась в представительный орган в целях включения в муниципальный бюджет расходов, необходимых для исполнения судебных решений, в чем ей было отказано. В связи с этим и с учетом положений п. 2 ст. 83, п.п. 5 и 6 ст. 242.2 БК РФ Администрация приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Администрация защитника не направила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30000 до 50000 руб.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Основанием привлечения Администрации к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она 01.11.2016, осуществляя свою деятельность по адресу: г. Беломорск, ул. Ленинская, д. 9, являясь должником по исполнительному производству N 3859/10/02/10, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок по 31.10.2016, установленный требованием судебного пристава-исполнителя от 15.08.2016, полученным 23.08.2016, после вынесения 05.04.2011 постановления о взыскании исполнительского сбора, о предоставлении ( ... ) на семью из трех человек во внеочередном порядке по договору социального найма двухкомнатной благоустроенной квартиры в черте г. Беломорска Республики Карелия, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначной по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению ( ... ).
Указанные обстоятельства и вина Администрации в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копией исполнительного документа, актом об обнаружении правонарушения, постановлением о возбуждении исполнительного производства с соответствующим предметом исполнения, постановлением о взыскании исполнительского сбора, требованием судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа в срок по 31.10.2016, иными материалами исполнительного производства.
При этом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Доводы жалобы о принятии Администрацией с учетом положений бюджетного законодательства всех зависящих от нее мер для исполнения судебного акта подлежат отклонению. Так, положения главы 24.1 БК РФ, в т.ч. ст. 242.2, устанавливают порядок исполнения судебных актов по непосредственному обращению взыскания на средства бюджетов, и не имеют отношения к настоящему делу. Статья 83 БК РФ устанавливает правило об осуществлении расходов, не предусмотренных бюджетом, только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований, либо в текущем году при условии включения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении бюджетных ассигнований.
Вместе с тем, из материалов исполнительного производства следует, что судебный акт о предоставлении гражданам жилого помещения вступил в законную силу 31.08.2010. Вместе с тем, в качестве доказательств принятия мер по исполнению судебного акта в дело представлены три решения представительного органа МО "Беломорское городское поселение", из которых следует, что Администрация с 2014 г. по 2016 г. по одному разу в год обращалась за включением в расходную часть проектов бюджетов расходов на приобретение жилых помещений. Данные меры с очевидностью нельзя признать достаточными для исполнения Администрацией и ее правопредшественником вступившего в законную силу судебного акта за период свыше шести лет.
При этом сведений о наличии оснований для отсрочки исполнения судебного решения, на основании которого выдан исполнительный документ, а также достаточных доказательств, подтверждающих принятие Администрацией своевременных и активных мер по исполнению требований исполнительного документа, не представлено.
В связи с изложенным и учитывая продолжительность неисполнения судебного акта, имеются основания полагать, что возможность исполнения судебного акта у Администрации имелась, но юридическим лицом не принято всех зависящих от него мер для совершения данных действий.
На основании изложенного обоснованность привлечения Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ сомнений не вызывает. Дело рассмотрено, и наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что совершенное правонарушение с учетом ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 "О судебной системе РФ", ст. 13 ГПК РФ посягает на институт судебной власти, принцип эффективности восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде формального отношения должника к исполнению публично-правовых обязанностей.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия от 26.01.2017, решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 28.02.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.