Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Стыцюн С.А. и Кудиновой Т.В.
при секретаре Григорьеве К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27.01.2017 по иску Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в интересах Шмаеника В.А. к Товариществу собственников жилья "Заречье-7" о понуждении к исполнению предписания.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что в Государственную жилищную инспекцию РК поступило обращение Шмаеника В.А., проживающего по адресу: г. ( ... ), ул. ( ... ), д. ( ... ), кв. ( ... ) по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества. В многоквартирном доме по указанному адресу создано ТСЖ "Заречье-7", договор управления с управляющей организацией ТСЖ не заключало. Ввиду обращения Шмаеника В.А., на основании распоряжения от ( ... ) N ( ... ) инспекцией в отношении ТСЖ "Заречье-7" была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено ненадлежащее представление коммунальной услуги по отоплению в квартире N ( ... ), не соответствующее нормативным требованиям. ( ... ) в адрес ТСЖ "Заречье-7" было выдано предписание N ( ... ) с требованием в течение двух суток с момента получения предписания обеспечить представление коммунальной услуги по отоплению в квартире N ( ... ) в соответствии с нормативными требованиями. Указанное предписание не обжаловано в установленном законом порядке. Ходатайство ТСЖ ( ... ) о продлении срока исполнения предписания оставлено без удовлетворения. В связи с неисполнением указанного предписания в адрес ответчика ( ... ) было выдано повторное предписание N ( ... ) с требованиями, аналогичными требованиям предписания от ( ... ) N ( ... ). Данное предписание от ( ... ) также не обжаловано в установленном законом порядке. Между тем в ходе проверки исполнения указанного предписания установлено, что предписание инспекции не исполнено. Таким образом, ТСЖ "Заречье-7" не обеспечило гражданам, проживающим в квартире N ( ... ) предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества. На основании изложенного истец просил признать незаконным бездействие ТСЖ "Заречье-7", выразившееся в не обеспечении гражданам, проживающим в квартире N ( ... ) дома N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ) предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества; обязать ТСЖ "Заречье-7" исполнить предписание от ( ... ) N ( ... ), а именно: обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества граждан, проживающих в квартире N ( ... ) дома N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ); определить срок выполнения работ по исполнению требований предписания от ( ... ) N ( ... ) - в течение 15 дней со дня вынесения судом решения по настоящему делу.
Решением суда исковые требования удовлетворены; суд признал незаконным бездействие ТСЖ "Заречье-7", выразившееся в не обеспечении гражданам, проживающим в квартире N ( ... ) многоквартирного дома N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ), предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества; обязал ТСЖ "Заречье-7" исполнить предписание Государственной жилищной инспекции РК от ( ... ) N ( ... ), а именно: обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества граждан, проживающих в квартире N ( ... ) многоквартирного дома N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ) в течении 15 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу; взыскал с ТСЖ "Заречье-7" в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия ТСЖ "Заречье-7". Считает, данное требование не подлежало удовлетворению, поскольку ГПК РФ не предусматривает порядка предъявления в суд в гражданском судопроизводстве требований признания незаконными действий или бездействий юридических лиц. Указанные требования полагает, должны быть заявлены в суд в порядке административного судопроизводства. В данном случае ТСЖ "Заречье-7" является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию. Указывает также на несогласие с выводами суда о фактическом бездействии, поскольку, полагает, в материалы дела представлены доказательства принятия ответчиком мер по оказанию услуги по отоплению надлежащего качества. Кроме того, просит изменить решение суда в части обязания исполнить предписание истца и обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества граждан, проживающих в квартире N ( ... ) дома ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ), установив срок исполнения ТСЖ "Заречье-7" такого предписания в течение 15 дней с момента обеспечения гражданами, проживающими в квартире N ( ... ) и/или собственником указанного жилого помещения доступа представителей ТСЖ "Заречье-7" и ИП Кондратьевой в квартиру для устранения недостатков предоставления коммунальной услуги по отоплению. Считает, суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии доказательств несоблюдения требования подп. "е" п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N354 от 06.05.2011. Указывает, что ответчиком в материалы дела представлены доказательства неисполнения собственником квартиры N ( ... ) жилого дома требований правил о предоставлении доступа в жилое помещение для проверки устранения недостатков коммунальной услуги по отоплению и выполнения необходимых ремонтных работ. Обращает внимание, что ТСЖ "Заречье-7" неоднократно в период с ( ... ) ( ... ) г. по ( ... ) ( ... ) г. обращалось к собственнику квартиры N ( ... ) с предложением и требованием обеспечения доступа в жилое помещение для проведения обследования и устранения недостатков предоставления коммунальной услуги по отоплению, на что собственник отвечал отказом. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актами. Также обращает внимание, что из представленных в материалы дела документов и из обжалуемого решения следует, что ТСЖ "Заречье-7" своевременно подготовило дом к отопительному сезону ( ... )- ( ... ) гг., провело необходимые обследования и опрессовку системы отопления, составило паспорт готовности системы к отопительному сезону и осуществляет подачу тепла в многоквартирный дом. Недостаток предоставляемой услуги по отоплению на момент обращения истца в суд с иском имелся и имеется только в одном жилом помещении квартире N ( ... ), собственником которой является Шмаеник В.А. Между тем установить действительные причины ненадлежащего отопления квартиры N ( ... ) не представляется возможным ввиду того, что собственник препятствует доступу в квартиру. При этом отмечает, что недостатки оказываемой услуги по отоплению имеются только в квартире истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика адвокат Зуб И.И. доводы жалобы поддержал.
Представитель Государственной жилищной инспекции РК Иванова С.А. и истец Шмаеник В.А. возражали против доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции было установлено и следует из материалов дела, что товарищество собственников жилья "Заречье-7" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. ( ... ), ул. ( ... ), д. ( ... ).
Шмаеник В.А. является собственником квартиры ( ... ) в указанном многоквартирном доме, ( ... ) он обратился в Государственную жилищную инспекцию РК по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества.
На основании распоряжения Государственной жилищной инспекции РК от ( ... ) N ( ... ) проведена внеплановая, выездная/документарная проверка в отношении ТСЖ "Заречье-7" с целью принятия мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений жилищного законодательства и содержания общего имущества собственников помещений многоквартирных домов и восстановлению нарушенных прав.
По результатам проверки был составлен акт от ( ... ) и выдано предписание N ( ... ) об устранении нарушений действующего законодательства.
Так, согласно акту проверки от ( ... ) N ( ... ) установлено, что многоквартирный дом оборудован автономной системой отопления. Температура теплоносителя на подаче в дом Т1 составляет +61 градус Цельсия, на выходе Т2 - +50 градусов Цельсия. Температура наружного воздуха на момент проведения проверки составляет -7 градусов Цельсия. Температура воздуха внутри квартиры N 57 составляет: гостиная (угловая) - плюс 19,4 градуса Цельсия, радиаторы отопления прогреваются равномерно (температура на поверхности - плюс 45,5 градусов Цельсия), спальня N1 - плюс 16,7 градусов Цельсия, радиатор отопления не прогревается (холодный), спальня N2 - плюс 16,1 градус Цельсия, радиатор отопления не прогревается (холодный). При замерах дополнительные источники обогрева не включены.
ТСЖ "Заречье-7" предписано в течение двух суток с момента получения данного предписания в многоквартирном доме N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ) обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению в квартире N ( ... ) в соответствии с нормативными требованиями.
( ... ) ТСЖ "Заречье-7" обратилось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до ( ... ), однако данное ходатайство было оставлено без удовлетворения (решение об отказе продления срока предписания от ( ... )).
( ... ) Государственной жилищной инспекцией РК в отношении ТСЖ "Заречье-7" составлен протокол об административном правонарушении N ( ... ) по ст.7.23 КоАП РФ.
На основании распоряжения Государственной жилищной инспекции РК от ( ... ) N ( ... ) проведена внеплановая, выездная/документарная проверка в отношении ТСЖ "Заречье-7" в целях проверки исполнения предписания N ( ... ) от ( ... ).
По результатам проверки был составлен акт от ( ... ) и выдано предписание N ( ... ) об устранении нарушений действующего законодательства.
Согласно акту проверки от ( ... ) N ( ... ) температура теплоносителя в тепловом узле на подаче - плюс 68,0 градусов Цельсия, на обратном - плюс 55,0 градусов Цельсия; температура наружного воздуха - минус 13 градусов Цельсия. Температура воздуха внутри квартиры N 57 многоквартирного дома N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ) составляет: гостиная (угловая) - плюс 19,8 градусов Цельсия, прибор отопления прогревается неравномерно (верх - плюс 49,4 градуса Цельсия, низ - плюс 33,3 градуса Цельсия), спальня N1 - плюс 18,4 градуса Цельсия при работающем приборе электрического отопления (температура прибора центрального отопления - плюс 16,5 градусов Цельсия), спальня N2 - плюс 15,5 градусов Цельсия, прибор отопления не прогревается (холодный).
ТСЖ "Заречье-7" предписано в течение двух суток с момента получения данного предписания в многоквартирном доме N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ) обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению в квартире N ( ... ) в соответствии с нормативными требованиями.
( ... ) Государственной жилищной инспекцией РК в отношении ТСЖ "Заречье-7" составлен протокол об административном правонарушении N ( ... ) по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Определением Государственной жилищной инспекции РК указанный протокол и иные материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ направлены мировому судье судебного участка N 14.
На основании распоряжения Государственной жилищной инспекции РК от ( ... ) N ( ... ) проведена внеплановая, выездная/документарная проверка в отношении ТСЖ "Заречье-7" в целях проверки исполнения предписания N ( ... ) от ( ... ).
По результатам проверки был составлен акт от ( ... ) N ( ... ), согласно которому температура теплоносителя в тепловом узле на подаче - плюс 60,0 градусов Цельсия, на обратном - плюс 50,0 градусов Цельсия; температура наружного воздуха - минус 6 градусов Цельсия. Температура воздуха внутри квартиры N ( ... ) многоквартирного дома N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ) составляет: гостиная (угловая) - плюс 24,1 градус Цельсия, прибор отопления прогревается равномерно, спальня N1 - плюс 18,4 градуса Цельсия, прибор отопления (радиатор) не прогревается (холодный), в комнате присутствует электрообогреватель, спальня N2 - плюс 15,4 градуса Цельсия, прибор отопления не прогревается (холодный). Температура теплоносителя в тепловом узле на подаче - плюс 60,0 градусов Цельсия, на обратном - плюс 50,0 градусов Цельсия; температура наружного воздуха - минус 6 градусов Цельсия.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Согласно подп. "в" п. 31 указанных Правил исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами (п.5.2.3 Правил эксплуатации).
Разрешая спор, дав оценку всем представленным доказательствам в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд правильно исходил из того, что отопление квартиры N ( ... ) происходит за счет отопительной системы, относящейся к общедомовому имуществу, при этом температурный режим квартиры истца нарушен, ТСЖ "Заречье-7" является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, в связи с чем требования Государственной жилищной инспекции РК, изложенные в предписании являются законными, невыполнение законного предписания Государственной жилищной инспекции РК нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме, в том числе в квартире N ( ... ) указанного дома.
При этом правомерно судом были отклонены доводы ответчика о необходимости доступа в квартиру истца для установления причин несоответствия температурного режима приборов отопления нормативу ввиду отсутствия доказательств необходимости получения такого доступа. В связи с чем доводы жалобы о необходимости установления срока исполнения ТСЖ "Заречье-7" такого предписания в течение 15 дней с момента обеспечения гражданами, проживающими в квартире N ( ... ) и/или собственником указанного жилого помещения доступа представителей ТСЖ "Заречье-7" и ИП Кондратьевой в квартиру для устранения недостатков предоставления коммунальной услуги по отоплению подлежат отклонению как несостоятельные.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного по делу решения.
В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу ч.1 ст.20 ЖК РФ и Положения "О государственной жилищной инспекции Республики Карелия", утвержденной постановлением Правительства РК от 26.10.2011 N 281-П Государственная жилищная инспекция РК осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
В данном случае учитывая, что в силу требований ст.ст. 9, 12 ГК РФ истец выбрал способ защиты нарушенного права гражданина, являющегося жителем многоквартирного дома, принимая во внимание, что п.4 ч 6 ст.20 ЖК РФ такое право Государственной жилищной инспекции РК предоставлено, следовательно, исходя из предмета и основания иска, заявленные требования не подпадают под положения КАС РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства, регулируемого ГПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда по существу является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Между тем, поскольку требование истца о признании незаконным бездействия ТСЖ "Заречье-7", выразившееся в не обеспечении гражданам, проживающим в квартире N ( ... ) многоквартирного дома N ( ... ) по ул. ( ... ) в г. ( ... ), предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, является, по сути, не требованием, а одним из оснований требований, то из резолютивной части решения подлежит исключению полностью второй абзац.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27.01.2017 по настоящему делу по существу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения абзац второй полностью.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.