Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Слиж Н.Ю., Глушенко Н.О.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17.01.2017 по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор Республики Карелия в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории муниципального образования - Петрозаводского городского округа в районе дома N 16 по ул. Нагорной с координатами С.Ш. 61°48"51,8"; В.Д.34°15"15".
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Решением суда исковые требования удовлетворены к обоим ответчикам, которые обязаны ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на указанном земельном участке, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласен ответчик Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. В апелляционной жалобе просит его отменить в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на министерство. Указывает, что при отсутствии таких условий, как: наличие регионального оператора, региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемы обращения с отходами, у министерства отсутствуют правовые и материально-технические возможности для ликвидации несанкционированных свалок. Полагает, что удовлетворение иска в отношении министерства приведет к невозможности исполнения решения суда; надлежащим ответчиком по делу считает администрацию Петрозаводского городского округа.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия в письменном отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Ссылаясь на нормы действующего, в том числе бюджетного, законодательства, указывает на направление в муниципальный бюджет денежных средств в виде платы хозяйствующих субъектов Петрозаводского городского округа за природопользование и возмещение вреда окружающей среде на осуществление мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности. Считает надлежащим ответчиком по делу администрацию.
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок в отзыве на апелляционные жалобы находит правомерным возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Петрозаводского городского округа; полагает, что апелляционная жалоба Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия подлежит удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Шумилова Н.В. выразила согласие с принятым решением суда, возражала по доводам жалобы.
Другие участники по делу, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Изучив материалы дела, проверив законность судебного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе дома N16 по ул. Нагорной с координатами С.Ш. 61°48"51,8"; В.Д.34°15"15", находится несанкционированная свалка отходов.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1).
Таким образом, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий, в данном случае - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 28.12.2016) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами среди прочего относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 13 данного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В частности, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (пункт 1 ст. 8 названного Федерального закона).
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения также относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона РК от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти РК, уполномоченных Правительством РК в области обращения с отходами.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 N 216-П (в ред. от 01.11.2016), указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
С учетом действующего правового регулирования и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории общего пользования Петрозаводского городского округа как на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, к полномочиям которого федеральным и региональным законодательством отнесено решение данного вопроса, так и на администрацию Петрозаводского городского округа, которая в силу того же законодательства не освобождена от обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Выводы суда мотивированы, подробно изложены в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах и требованиях материального закона.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и иному толкованию приведенных выше норм права.
То обстоятельство, что пунктом 3 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" предусмотрены переходные положения, согласно которым соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года, не влечет отсрочку исполнения названного Федерального закона, вступившего в законную силу 29.12.2016, либо возможность его неприменения судом.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и мотивированно опровергнуты в судебном решении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17.01.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.