Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Слиж Н.Ю., Глушенко Н.О.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.01.2017 по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор Республики Карелия в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории муниципального образования - Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:080102:34.
Решением суда исковые требования удовлетворены к обоим ответчикам, которые обязаны ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на указанном земельном участке, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласны ответчики.
Администрация Петрозаводского городского округа в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на нее, ссылаясь на изменение действующего законодательства - передачу с 01.01.2016 соответствующих полномочий на органы государственной власти субъекта в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК; указывает, что расходы на выполнение данных мероприятий должны осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Сообщает, что феврале 2017 года по материалам проверки УМВД России по г. Петрозаводску администрацией направлена информация в СУ СК РФ по РК в целях привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в образовании данной несанкционированной свалки - ( ... )
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в своей апелляционной жалобе просит решение отменить в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на него. Указывает, что несмотря на изменение федерального законодательства о возложении определенных полномочий по обращению с твердыми коммунальными отходами на органы государственной власти субъекта РФ, на уровне Российской Федерации определены сроки перехода субъектов РФ на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - 2018-2019 годы; что при отсутствии таких условий, как: наличие регионального оператора, региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемы обращения с отходами, у министерства отсутствуют правовые и материально-технические возможности для ликвидации несанкционированных свалок. Полагает, что удовлетворение иска в отношении министерства приведет к невозможности исполнения решения суда, поскольку ликвидация конкретной несанкционированной свалки не является полномочием министерства; надлежащим ответчиком по делу считает администрацию Петрозаводского городского округа.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия в письменном отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Ссылаясь на нормы действующего, в том числе бюджетного, законодательства, указывает на направление в муниципальный бюджет денежных средств в виде платы хозяйствующих субъектов Петрозаводского городского округа за природопользование и возмещение вреда окружающей среде на осуществление мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности. Считает надлежащим ответчиком по делу администрацию.
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок в отзыве на апелляционные жалобы находит правомерным возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Петрозаводского городского округа; полагает, что апелляционная жалоба Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия подлежит удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С. доводы апелляционной жалобы администрации поддержала, пояснила, что принимаемые администрацией, в том числе с участием правоохранительных органов, меры к выявлению виновных лиц в образовании несанкционированной свалки, влекут привлечение этих лиц к участию в настоящем деле в качестве ответчиков с переходом к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Представители Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Терещук А.В. и Фокина Е.А. согласны с доводами апелляционной жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, не возражали против привлечения к участию в деле лиц, виновных в образовании несанкционированной свалки.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Карелия Чернова Н.А. с решением суда согласна; пояснила, что складирование отходов выявленными в результате проведенных проверок лицами, на которых указывает представитель администрации Петрозаводского городского округа, происходит на других земельных участках; земельный участок, на котором расположена спорная свалка отходов, используется ими для проезда.
Прокурор Шумилова Н.В. просила оставить решение суда без изменения, считая его законным, а апелляционные жалобы ответчиков - необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность судебного решения по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной 04.06.2015 Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:080102:34 находится несанкционированная свалка отходов (л.д. 8-9). Государственным инспектором РФ по надзору в области охраны окружающей среды по Республике Карелия в справке от 05.06.2015 зафиксированы выявленные на территории Петрозаводского городского округа, в том числе на указанном земельном участке общей площадью 79 800 кв.м, нарушения требований земельного законодательства об отходах производства и потребления (л.д. 11-12).
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1).
Таким образом, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий, в данном случае - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 28.12.2016) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами среди прочего относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 13 данного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В частности, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (пункт 1 ст. 8 названного Федерального закона).
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения также относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона РК от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти РК, уполномоченных Правительством РК в области обращения с отходами.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 N 216-П (в ред. от 01.11.2016), указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
С учетом действующего правового регулирования и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории общего пользования Петрозаводского городского округа как на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, к полномочиям которого федеральным и региональным законодательством отнесено решение данного вопроса, так и на администрацию Петрозаводского городского округа, которая в силу того же законодательства не освобождена от обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Выводы суда мотивированы, подробно изложены в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах и требованиях материального закона.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и иному толкованию приведенных выше норм права.
То обстоятельство, что пунктом 3 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" предусмотрены переходные положения, согласно которым соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года, не влечет отсрочку исполнения названного Федерального закона либо возможность его неприменения судом.
Отвергая доводы апелляционной жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, судебная коллегия учитывает, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 8.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 28.12.2016).
В частности, частью 1.2. статьи 17 Закона предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Поскольку законом Республики Карелия перераспределение таких полномочий не производилось, в силу вышеприведенных норм права, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционных жалоб.
Доводы апелляционной жалобы администрации Петрозаводского городского округа об установлении виновных в образовании несанкционированной свалки лиц, привлечении их к участию в деле, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку не касаются земельного участка, на котором расположена свалка отходов, заявленная в исковом заявлении (с кадастровым номером 10:01:0080102:34).
Кроме того, в соответствии с частью 2 ст. 322 ГПК РФ новые доводы администрации Петрозаводского городского округа, приведенные в апелляционной жалобе и основанные на доказательствах, которые без уважительных причин не были представлены в суд первой инстанции, не подлежат исследованию. При выявлении специалистами рассматриваемой прокуратуры и Росприроднадзора несанкционированной свалки отходов в июне 2015, обращении прокурора в суд с настоящим иском 01.12.2016, участии представителя администрации в рассмотрении дела, представлении отзывов на исковое заявление, доводы, на которые указывается в апелляционной жалобе, этим ответчиком не приводились (л.д. 30-33, 84-86).
Иные доводы жалоб были предметом исследования в суде первой инстанции и мотивированно опровергнуты в судебном решении.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.01.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.