Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Глушенко Н.О.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Суоярвский район" на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 25 января 2017 г. по иску прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Суоярвский район", Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО "СеверЛесЭкспорт" о ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проверки, проведенной в рамках соблюдения природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения было установлено, что на земельном участке ( ... ) в районе п. ( ... ) Лоймольского сельского поселения Суоярвского района Республики Карелия обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора. Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования "Суоярвский район" в 90-дневный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить чистоту и порядок на территории земельного участка, осуществив уборку несанкционированной свалки бытового мусора путем его сбора и вывоза на место его утилизации (захоронения).
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО "СеверЛесЭкспорт", Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В последующем прокурор заявленные требования уточнил, просил суд обязать ООО "СеверЛесЭкспорт" осуществить уборку несанкционированной свалки бытового мусора на земельном участке ( ... ), а администрацию муниципального образования "Суоярвский район" и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществить уборку несанкционированной свалки бытового мусора на земельном участке кадастрового квартала ( ... ), прилегающего к земельному участку ( ... ).
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО "СеверЛесЭкспорт" в срок до 01.08.2017 произвести уборку бытового мусора на земельном участке ( ... ), являющегося составной частью единого землепользования с кадастровым номером ( ... ) на территории вдоль северной границы земельного участка на расстоянии 40 метров от границы, проходящей по точкам с координатами: ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )), ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )), ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )), путем его сбора и вывоза на место утилизации (захоронения).
Обязал администрацию муниципального образования "Суоярвский район" в срок до 01.08.2017 произвести уборку бытового мусора на земельном участке в кадастровом квартале ( ... ) по периметру смежного земельного участка ( ... ), являющегося составной частью единого землепользования с кадастровым номером ( ... )
- на территории 20 метров от северной границы земельного участка ( ... ), проходящей по точкам с координатами: ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )), ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )), ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )),
- на территории 100 метров от восточной границы земельного участка ( ... ), проходящей от точки с координатами ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )) до точки с координатами ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )), путем его сбора и вывоза на место утилизации (захоронения). В остальной части иска отказал. Также взыскал с ООО "СеверЛесЭкспорт" в бюджет Суоярвского муниципального района госпошлину в сумме ( ... ) рублей.
С решением не согласен ответчик - администрация муниципального образования "Суоярвский район", в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на органах власти Республики Карелия. Ссылаясь на положения законодательства, поясняет, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке. Указывает также, что не осуществляет полномочия собственника неразграниченными землями в пределах Лоймольского сельского поселения. Кроме того, Администрация не наделена действующим законодательством полномочиями по ликвидации (организации ликвидации) несанкционированного размещения отходов (свалок). Организация ликвидации несанкционированной свалки Администрацией, как ответственность за нарушение гражданами и юридическими лицами Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, не предусмотрена.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Суоярвского района просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Суоярвский район" - без удовлетворения.
Представитель администрации муниципального образования "Суоярвский район" Сухорукова С.И. в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Иовлев Д.С. полагал решение суда в части отказа в иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований к названному ответчику.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Указанные положения развивают установленное ст.ст. 41 и 42 Конституции РФ право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Положение ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из материалов дела следует, что в районе населенного пункта п. ( ... )
Лоймольского сельского поселения вдоль дороги Райконкоски-Вяртселя и дороги, ведущей к озеру, имеются несанкционированные свалки бытового мусора. При этом, часть несанкционированной свалки размещается на земельном участке с номером ( ... ), являющегося составной частью единого землепользования с кадастровым номером ( ... ), на территории в пределах 30-40 метров вдоль северной границы земельного участка, и часть свалки размещена на смежном земельном участка кадастрового квартала ( ... ) на территории примерно 20 м вдоль северной границы и 100 м вдоль восточной границы земельного участка ( ... ).
Судом установлено, что собственником единого землепользования с кадастровым номером ( ... ) является ООО "СеверЛесЭкспорт". Границы земельного участка с номером ( ... ), входящего в состав единого землепользования, определены в установленном законом порядке.
Собственность на прилегающий земельный участок кадастрового квартала ( ... ) не разграничена.
Установив указанные обстоятельства, а также руководствуясь указанными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ООО "СеверЛесЭкспорт", как собственника земельного участка, обязанности по уборке мусора с земельного участка с номером ( ... ), являющегося составной частью единого землепользования с кадастровым номером ( ... ) на территории в пределах 40 метров вдоль северной границы земельного участка.
В данной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому не является предметом проверки суда апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования "Суоярвский район" обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на смежном земельном участке кадастрового квартала ( ... ).
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК по следующим основаниям.
Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона РК от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления" к полномочиям органом исполнительной власти РК, уполномоченных Правительством РК в области обращения с отходами, относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 N 216-П, указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Как следует из приведенных выше требований законодательства в области отходов производства и потребления, на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, в свою очередь, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность организовать такую деятельность.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на вышеназванном смежном земельном участке кадастрового квартала ( ... ) должна быть возложена на двух ответчиков по иску, включая Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части на основании п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 25 января 2017 г. по настоящему делу отменить в части отказа в иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и администрацию муниципального образования "Суоярвский район" в срок до 01.08.2017 произвести уборку бытового мусора на земельном участке в кадастровом квартале ( ... ) по периметру смежного земельного участка ( ... ), являющегося составной частью единого землепользования с кадастровым номером ( ... )
- на территории 20 метров от северной границы земельного участка ( ... ), проходящей по точкам с координатами
( ... ) (условная поворотная точка ( ... )),
( ... ) (условная поворотная точка ( ... )),
( ... ) (условная поворотная точка ( ... )),
- на территории 100 метров от восточной границы земельного участка ( ... ), проходящей от точки с координатами ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )) до точки с координатами ( ... ) (условная поворотная точка ( ... )), путем его сбора и вывоза на место утилизации (захоронения).
В остальной части решение суда по настоящему делу оставить без изменений, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Суоярвский район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.