Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Злобина А.В. и Кудиновой Т.В.
при секретаре Забродиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2017 г. по иску прокурора Пряжинского района Республики Карелия к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Пряжинского национального муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
Заслушав доклад судьи Злобина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой Пряжинского района проверки соблюдения природоохранного законодательства было установлено, что в квартале N ( ... ) выдел ( ... ), ( ... ), ( ... ) и квартале N ( ... ) выдел ( ... ), ( ... ), ( ... ) Сяпсинского участкового лесничества расположены несанкционированные свалки бытовых отходов. Размещение отходов организовано в бывших карьерах, расположенных в кварталах N ( ... ) выдел ( ... ) и N ( ... ) выдел ( ... ), а также вдоль лесной дороги протяженностью ( ... ) м, пролегающей между ними в границах кварталов N ( ... ) выдел ( ... ), ( ... ) и N ( ... ) выдел ( ... ), ( ... ). Площадь несанкционированной свалки в квартале N ( ... ) выдел ( ... ), ( ... ), ( ... ) составляет ( ... ) га; площадь несанкционированной свалки в квартале N ( ... ) выдел ( ... ), ( ... ), ( ... ) составляет ( ... ) га. Соответствующие земельные участки в аренде третьих лиц не находятся. На момент проверки признаков деятельности, направленной на ликвидацию несанкционированной свалки, не обнаружено. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, прокурор Пряжинского района просил обязать Министерство по природопользованию и экологии РК, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, администрацию Пряжинского национального муниципального района в срок до ( ... ) ликвидировать несанкционированную свалку отходов, размещенную на территории лесного фонда в квартале N ( ... ), выделы ( ... ), ( ... ), ( ... ) и в квартале N ( ... ), выделы ( ... ), ( ... ), ( ... ) Сяпсинского участкового лесничества (географические координаты ( ... ) северной широты, ( ... ) восточной долготы и ( ... ) северной широты, ( ... ) восточной долготы), а также вдоль лесной дороги протяженностью ( ... ) м, пролегающей между карьерами, расположенными в кварталах N ( ... ), выдел ( ... ) и N ( ... ), выдел ( ... ).
Определениями от 13.12.2016, от 11.01.2017 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, администрация Пряжинского национального муниципального района.
Определением от 26.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство по природопользованию и экологии РК в срок до ( ... ) ликвидировать несанкционированную свалку отходов, размещенную в Пряжинском районе РК на территории лесного фонда в квартале N ( ... ), выделы ( ... ), ( ... ), ( ... ) и в квартале N ( ... ), выделы ( ... ), ( ... ), ( ... ) Сяпсинского участкового лесничества (географические координаты свалки: ( ... ) северной широты, ( ... ) восточной долготы и ( ... ) северной широты, ( ... ) восточной долготы), а также вдоль лесной дороги протяженностью ( ... ) м, пролегающей между карьерами, расположенными в кварталах N ( ... ), выдел ( ... ) и N ( ... ), выдел ( ... ). В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК и администрации Пряжинского национального муниципального района отказал.
С решением суда не согласен ответчик Министерство по природопользованию и экологии РК, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что освобождение органов местного самоуправления от ответственности за возникновение несанкционированных свалок в лесном фонде на том основании, что они не являются собственниками земель, на которых возникли несанкционированные свалки, основываясь, исключительно, на позиции Конституционного суда РФ, отраженной в постановлении от 13.10.2015 N 26-П, является неправомерным. Отмечает, что Законодательным Собранием Республики Карелия был принят Закон от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления". К полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия относится, в том числе организация деятельности по сбору, (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. При этом постановлением Правительства РК от 03.06.2016 N 204-П в Положение о Министерстве по природопользованию и экологии РК от 06.10.2010 N 206-П внесены изменения, которыми к полномочиям Министерства по природопользованию и экологии РК отнесены дополнительные полномочия в части обращения с отходами, отражающие вопросы исключительно разрешительной деятельности и нормирования в области обращения с отходами, но не вопросы организации деятельности по сбору и утилизации твердых бытовых отходов, следовательно, полагает, Министерство не является надлежащим ответчиком в рассматриваемом деле. Кроме того указывает, суд в решении сослался на постановления Конституционного суда РФ от 13.10.2015 N 26-П и от 26.04.2016 N 13-П, в которых суд пришел к выводу, что законодательство РФ не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок за счет средств местного бюджета, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, без наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Однако обращает внимание, указанные выводы Конституционным судом РФ сделаны в период действия соответствующей редакции ЛК РФ. Между тем ст.55 ЛК РФ с 01.10.2016 утратила силу, как следствие, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия больше не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Кроме того с вступлением в действие с 01.03.2017 новой редакции ЛК РФ порядок регулирования указанного вопроса становится иным. Ссылаясь на положения ст.ст. 60.1, 83 ЛК РФ, п.3 "Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 указывает, что Федеральное агентство лесного хозяйства письмом от 28.10.2010, 02.11.2012, 26.11.2012, 04.04.2013 разъяснило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, что выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок) федеральным бюджетом не предусмотрено. Таким образом, полагает, размещение Министерством по природопользованию и экологии РК государственных заказов в рамках ст.19 ЛК РФ для ликвидации несанкционированных свалок неправомерно. Кроме того, Федеральное агентство лесного хозяйства письмом от 03.03.2017 сообщило Министерству, что ликвидацию несанкционированных мест размещения ТБО в лесах следует отнести к обязанностям органов местного самоуправления. Таким образом, считает, поскольку выделение средств субвенций на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления несанкционированных свалок федеральным бюджетом не предусмотрено, то и полномочия Министерству в этой части не передавались, следовательно, Министерство не является надлежащим ответчиком. Кроме того, обращает внимание, что Министерство надлежащим образом исполняет переданные полномочия, а именно выявляет нарушения и привлекает к установленной законом ответственности лиц виновных в нарушении лесного законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства по природопользованию и экологии РК Бочинский О.А. доводы жалобы поддержал.
Прокурор Иовлев Д.С. возражал против доводов жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Пряжинского района РК в ( ... ) ( ... ) г. была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства, в ходе которой была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная в Пряжинском районе РК на территории земель лесного фонда в квартале N ( ... ), выделы ( ... ), ( ... ), ( ... ) и в квартале N ( ... ), выделы ( ... ), ( ... ), ( ... ) Сяпсинского участкового лесничества (географические координаты ( ... ) северной широты. ( ... ) восточной долготы и ( ... ) северной широты, ( ... ) восточной долготы), а также вдоль лесной дороги протяженностью ( ... ) м, пролегающей между карьерами, расположенными в кварталах N ( ... ), выдел ( ... ) и N ( ... ), выдел ( ... ).
Обстоятельства наличия несанкционированных свалок, их местоположение подтверждаются письменными материалами дела, участвующими в деле лицами фактически не оспариваются.
Указанная территория в аренде третьих лиц не находится.
Конституцией РФ в ст.ст.41, 42, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее ФЗ N 7) закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п.1 ст.51 ФЗ N7).
В силу п.1 ч.2 ст.51 ФЗ N7 запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Положениями ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч.2 ст.51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 4 ч.1 ст.83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с п.15 ст.5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия.
Согласно Положению о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденному постановлением Правительства РК от 06.10.2010 N 206-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса обоснованно возложена судом на Министерство по природопользованию и экологии РК.
При этом суд первой инстанции с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 13.10.2015 N26-П и от 26.04.2016 N13-П правомерно исходил из отсутствия доказательств того, что соответствующие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления муниципального района в установленном порядке и осуществлено соответствующее финансирование в связи с чем вопреки доводам апелляционной жалобы пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Пряжинского национального муниципального района обязанности по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.
Ссылка в жалобы на то, что ст.55 ЛК РФ с 01.10.2016 утратила силу, как следствие, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия больше не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, отклоняется судебной коллегией как несостоятельная, принимая во внимание, что свалка была обнаружена в период действия ст.55 ЛК РФ в старой редакции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки собранных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 февраля 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.