Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова В.В.,
судей: Курохтина Ю.А., Гурулевой Т.Е.,
при секретаре: Уваркиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Старова М.И. к администрации Тамбовской области в лице управления архитектуры администрации Тамбовской области о признании отказов N14.1-16/577 от 24.11.2016г. и N14.1-16/582 от 29.11.2016г. об изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконными, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Старова М.И. и его представителя Дунюшина Д.С. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старов М.И. обратился в суд с административным иском к администрации г. Тамбова в лице управления архитектуры администрации Тамбовской области о признании незаконными отказов N14.1-16/577 от 24.11.2016г. и N14.1-16/582 от 29.11.2016г. об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: ***, с кадастровыми номерами *** и ***, о взыскании судебных расходов в сумме *** руб.
В обоснование административного иска административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат вышеназванные земельные участки. Территориальная зона земельных участков расположенных в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тамбова - для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций. По документу данные земельные участки зарегистрированы как - земли населенных пунктов - под оздоровительный лагерь "Орленок" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 21.06.2016г.
В целях предоставления разрешения вида на условно разрешенный вид использования данных земельных участков "под жилой дом" Старов М.И. обратился с заявлениями в управление архитектуры администрации Тамбовской области, рассмотрев которые административным органом были выданы отказы. Основанием для принятия данных решений являлось то, что Правилами землепользования и застройки городского округа ? город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011г. N472, данные земельные участки находятся в территориальной зоне Р-5 "Зона рекреационно-природных объектов", и данный вид использования как "под жилой дом", не указан в градостроительном регламенте, установленном для территориальной зоны Р-5, в качестве условно разрешенного.
Указанные отказы, по мнению административного истца, являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы как собственника земельных участков, так как использование земельных участков в установленном виде разрешенного использования с учетом сложившегося рядом порядка землепользования невозможно и нецелесообразно. У него не имеется возможности использовать земельный участок под оздоровительный лагерь "Орленок", земля необходима для проживания. Кроме того, в соответствии с актами экспертного строительно-технического исследования от 10.12.2016г. за N456/50 и N457/50, использование земельных участков под санатории профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма более негативно сказывается на окружающей природе и самом земельном участке, чем возможное его использование под "жилой дом". Наиболее целесообразно в данный промежуток времени с учетом сложившегося рядом порядка землепользования и социально- экономической ситуации изменить категорию земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под жилой дом". Также в соответствии с ч.2 ст.40 Конституции РФ органы местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище. В соответствии с абз.2 п.2 ст.37 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из непредусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 января 2017 года административное исковое заявление Старова М.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Старов М.И. и его представитель Дунюшин Д.С. считают данное решение незаконным, подлежащим отмене. Указывают, что суд, принимая оспариваемое решение, фактически продублировал оспариваемые отказы административного органа, и сослался лишь на то, что земельные участки находятся в территориальной зоне Р-5, и, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечение их рационального использования.
По мнению авторов жалобы, данным решением административному истцу созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 г. N191-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство.
Управление архитектуры администрации Тамбовской области является структурным подразделением администрации области, уполномоченным в градостроительной деятельности.
В соответствии с градостроительным регламентом Управление рассматривает вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, утвержденного постановлением главы администрации области N152 от 29.08.2016г.
Иного способа реализации своих прав использования земельных участков законом не предусмотрено, кроме как признания от лица государства в лице уполномоченных органов, через предусмотренную процедуру законом, признания такого права.
В процессе рассмотрения дела административный ответчик не отрицал, что оспариваемые решения принимались только исходя из установленной территориальной зоны. Вместе с тем, уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что использование земельных участков под жилой дом нарушит интересы иных лиц, поскольку будут уменьшены зеленые насаждения, но на рассматриваемых земельных участках нет зеленых насаждений.
В соответствии с актом экспертного строительно-технического исследования N456/50 и от 10 декабря 2016 года и N457/50 и от 10 декабря 2016 года, использование земельных участков под санатории профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма более негативно сказывается на окружающей природе и самом земельном участке, чем возможное его использование под жилой дом.
Земельный участок входит в кадастровый квартал 68:29:0104044. в котором многие земельные участки уже используются "под жилой дом", при этом данные правоотношения были предметом судебного разбирательства, в том числе и судом апелляционной инстанции.
Авторы жалобы считают, что в данном случае, в отсутствие угрозы общественным интересам, существует угроза его законным интересам как собственника земельного участка, так как использование его в установленном виде разрешенного использования с учетом сложившегося рядом порядка землепользования невозможно и нецелесообразно.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Старова М.И. - Дунюшина Д.С., поддержавшего жалобу, представителя администрации Тамбовской области Воронину А.С., считавшую решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительное зонирование определяется ст. 1 Градостроительного кодекса РФ как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте, устанавливаемом в составе Правил землепользования и застройки, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.1 и ч.3 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Решением Тамбовской городской Думы от 15 декабря 2011 г. N472 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов (далее "Правила").
Статья 3 Правил предусматривает правовой статус и сферу действия Правил. Настоящие Правила действуют на всей территории городского округа и применяются наряду с нормативами и стандартами, иными обязательными требованиями, установленными уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, Тамбовской области, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей, надёжности сооружений, охраны памятников истории и культуры, окружающей природной среды, а также нормативными правовыми актами городского округа в части, не противоречащей настоящим Правилам (п.1).
Настоящие Правила вводят в городском округе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании (п.2).
Градостроительное зонирование предусматривает деление всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешённого строительства в границах этих территориальных зон.
Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими, контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа (п.4).
Частью 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов установлено, что решения по землепользованию и застройке на территории городского округа принимаются в соответствии со схемой территориального планирования Тамбовской области, с Генеральным планом города, документацией по планировке территории и на основе установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах границ территориальных зон и распространяются в равной мере на все земельные участки, объекты капитального строительства, независимо от форм собственности, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Частью 5 названной статьи Правил определено, что градостроительные регламенты устанавливаются для каждой территориальной зоны индивидуально с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
В соответствии с ч.5 ст.50 (Градостроительные регламенты. Природно-рекреационные зоны) Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов зона Р-5 (Зона природно-рекреационных объектов) выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечение их рационального использования.
Основные виды разрешённого использования:
а) лесные массивы;
б) лесопарки;
в) санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха и туризма;
г) детские оздоровительные лагеря и дошкольные учреждения;
д) летние театры и эстрады;
е) физкультурно-оздоровительные сооружения, комплексы спортивных объектов;
ж) велосипедные дорожки;
з) библиотеки, информационные центры, лектории;
и) парки, скверы;
Вспомогательные виды разрешённого использования:
а) базы проката игрового и спортивного инвентаря;
б) детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий;
в) общественные туалеты;
г) объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования зоны.
Капитальное строительство в городских лесах, расположенных в зоне Р-5 допускается только в случаях, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, градостроительным регламентом, установленном в составе Правил вид разрешенного использования как "под жилой дом" для территориальной зоны Р-5 не предусмотрен.
В соответствии с п.2.12 Административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" (утв. постановлением главы администрации Тамбовской области от 29 августа 2016 г. N 152) основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является в том числе, что запрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства не соответствует градостроительным регламентам.
Как видно из материалов дела, Старов М.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконными отказов N14.1-16/577 от 24.11.2016г. и N14.1-16/582 от 29.11.2016г. об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: ***, с кадастровыми номерами *** и ***.
По результатам рассмотрения указанного заявления в предоставлении вышеназванной государственной услуги Старову М.И. отказано в связи с тем, что земельные участки находятся в границах территориальной зоны Р-5 (Зона природно-рекреационных объектов) согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа город Тамбов, являющейся приложением к Правилам).
В соответствии с пп. 3 пункта 11 статьи 5 Правил виды использования недвижимости отсутствующие в Правилах, являются запрещёнными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены без проведения процедуры специальных согласований путём внесения соответствующих изменений в Правила.
Таким образом, осуществляя рассмотрение заявлений Старова М.И. в пределах своей компетенции и административным регламентом
предоставления государственной услуги "предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" (утв. постановлением главы администрации области от 29 августа 2016г. N152), у административного ответчика не имелось законных оснований для удовлетворения заявлений Старова М.И. о предоставлении приведенной государственной услуги.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 12 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Старова М.И. и его представителя Дунюшина Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.