Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
ппредседательствующего судьи: Уварова В.В.,
судей: Курохтина Ю.А., Епифановой С.А.,
при секретаре: Рудаковой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Устиновой Т.Н. к администрации г. Тамбова в лице комитета архитектуры, градостроительства и реконструкции о признании отказа об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 21.11.2016г. незаконным,
по апелляционной жалобе Устиновой Т.Н. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Устинова Т.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Тамбова в лице комитета архитектуры, градостроительства и реконструкции о признании отказа от 21.11.2016г. в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 280 кв.м., с кадастровым номером *** незаконным.
В обоснование административного иска указывала, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок по адресу: ***. общей площадью 276 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство. Постановлением администрации г. Тамбова N1100 от 15.02.2012 года ей был предоставлен из земель населенных пунктов в аренду сроком на 5 лет дополнительный земельный участок площадью 280 кв.м, с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования - для сельскохозяйственных нужд, прилегающий к земельному участку по ***. На данном земельном участке ею была возведена хозяйственная постройка, назначение - нежилое, площадью 10,5 кв.м., которая была зарегистрирована надлежащим образом. Так как вид разрешенного использования дополнительного земельного участка - для сельскохозяйственных нужд не соответствует фактическому виду назначения, она обратилась в администрацию г. Тамбова с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеназванного земельного участка площадью 280 кв.м. - под хозяйственные постройки, как то предусматривает п.4 ст.44 Правил землепользования и городской застройки городского округа - Тамбов. Однако в удовлетворении данного заявления ей было отказано в связи с тем, что в соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ним.
Данный отказ, по мнению Устиновой Т.Н. является незаконным, поскольку принадлежащий ей основной земельный участок расположен рядом, на нем возведен двухэтажный дом, в связи с чем наиболее целесообразно с учетом сложившегося рядом порядка землепользования и социально-экономической ситуации изменить вид разрешенного использования - "земли для сельскохозяйственного использования" на вид разрешенного использования - "под хозяйственные постройки". В соответствии с ч.2 ст.40 Конституции РФ органы местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище. Считала, что у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении вышеназванного её заявления, поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка не только не противоречит действующему законодательству и Конституции РФ, но и будет способствовать сохранению окружающей среды на данном участке местности, а также защищать права граждан на использование земельного участка с целью жилищного строительства, т.е. осуществления конституционного права гражданина РФ на жилище.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Устиновой Т.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Устинова Т.Н. считает данное решение незаконным, подлежащим отмене. Указывает, что виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами. Из анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Основной земельный участок расположен в зоне Ж-4 (Зона малоэтажной индивидуальной коттеджной застройки). Обращаясь с заявлением об изменении вида разрешенного использования, Устинова Т.Н. исходила из тех обстоятельств, что спорный земельный участок является дополнительным к основному, что следует и из постановления администрации города Тамбова. Соответственно, в данном случае необходимо приведение вида разрешенного использования дополнительного земельного участка по отношению к основному и указания вспомогательного вида разрешенного использования - хозяйственные постройки, что также и соответствуют фактическому использования земельного участка.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Устиновой Т.Н. - Логинова Ю.М., поддержавшего жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Законом Тамбовской области от 28 декабря 2015 года N 618-З "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования городского округа - город Тамбов и органами государственной власти Тамбовской области" перераспределены отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования городского округа - город Тамбов и органами государственной власти Тамбовской области.
Согласно п.3 ч.2 ст.2 приведенного закона орган исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа - город Тамбов, в том числе по обеспечению подготовки и утверждению документации по планировке территории, подготовленной на основании генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, за исключением документации по планировке территории в отношении объектов местного значения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что административное дело по административному иску рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле данного органа исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции необходимо привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица орган исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, а также дать обоснованную правовую оценку имеющим существенное значение для дела обстоятельствам, в том числе законности использования, а также нахождения спорного земельного участка в территориальной жилой зоне Ж-4 с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственных нужд; порядка и процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка в сложившейся ситуации и др.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 января 2017 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.