Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., изучив жалобу гражданина "данные изъяты" Маллаева М.Т. на постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина "данные изъяты" Маллаева М.Т.
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 марта 2017 года Маллаев М.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с данным постановлением судьи, Маллаев М.Т. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит данное постановление судьи отменить ввиду его незаконности и необоснованности.
Рассмотрев доводы жалобы и изучив материалы дела, заслушав объяснения Маллаева М.Т. прихожу к следующему.
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов - в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2017 года в 17 часов 11 минут при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: "адрес" выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Маллаев М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который пребывает незаконно на территории Российской Федерации, въехал в Российскую Федерацию 20 февраля 2017 года в порядке не требующем получения визы, при этом не имеет документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, относятся миграционная карта и патент.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ миграционной картой признается документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения гражданина "данные изъяты" Маллаева М.Т. к административной ответственности по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ послужило отсутствие у Маллаева М.Т. на момент проведения государственного контроля (надзора) в сфере миграции при себе иностранного паспорта, который со слов Маллаева М.Т. был утерян, при этом Маллаев М.Т. не обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Приходя к выводу о виновности Маллаева М.Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении; письменные объяснения Маллаева М.Т.; выписку из АС ЦБДУИГ ФМС России.
В жалобе на постановление о назначении административного наказания Маллаев М.Т. указывал, что законно находится на территории Российской Федерации, так как документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации, у него имелись, однако на момент проверки у него временно отсутствовал паспорт.
Согласно материалам дела, Маллаев М.Т. въехал в Российскую Федерацию 20 февраля 2017 года в порядке не требующем получение визы. 20 февраля 2017 года Маллаеву М.Т. выдана миграционная карта, период действия миграционной карты указанного гражданина значится с 20 февраля 2017 г. по 20 мая 2017 г.
К настоящей жалобе заявителем также приложена копия национального паспорта, выданного на имя гражданина Республики "данные изъяты" Маллаева М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также заверенная копия миграционной карты серии N, при этом дата выдачи, серия и номер миграционной карты Маллаева М.Т., копия которой приложена к настоящей жалобе и имеется в материалах дела, полностью совпадают с данными миграционной карты, выданной ему при въезде на территорию Российской Федерации 20 февраля 2017 г., сведения о которой занесены в ЦБДУИГ ФМС России.
При рассмотрении жалобы в суд второй инстанции Маллаевым М.Т. предъявлен подлинник паспорта на имя гражданина Республики "данные изъяты" Маллаева М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из объяснений Маллаева М.Т., данных им в суде второй инстанции следует, что на момент задержания паспорт находился у его знакомого, который находился в "адрес".
Следовательно, у Маллаева М.Т. имелись паспорт и действительная миграционная карта, удостоверяющие его личность и подтверждающие его право на временное пребывание на территории Российской Федерации, оснований для вывода о нарушении Маллаевым М.Т. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации не имелось.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года, отсутствие в момент проведения государственного контроля (надзора) в сфере миграции у иностранного гражданина или лица без гражданства при себе действительных документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, если имеются сведения о том, что такие документы выдавались в предусмотренном законодательством порядке компетентными государственными органами иностранному гражданину или лицу без гражданства, не утрачены и сохраняют свое действие.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Маллаева М.Т. подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина "данные изъяты" Маллаева М.Т. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.