Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Губаревой С.А., судей Ярадаева А.В., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Гагариной Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Степанова А.В. к администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления, возложении обязанности возобновить торги по продаже земельного участка и нежилого здания, поступившее по апелляционной жалобе Степанова А.В. на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 13 декабря 2016 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., судебная коллегия
установила:
Степанов А.В. (далее также - истец) обратился в суд с иском к администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики (далее также - ответчик) о признании незаконным постановления администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 13 сентября 2016 года N 274 "Об отмене постановления администрации Ядринского городского поселения N165 от 07 июня 2016 г. "Об организации и проведении торгов посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности МО - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики" (далее также - постановление от 13 сентября 2016 года N 274), возложении обязанности возобновить торги посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики", по продаже лота: земельного участка из земель населенных пунктов площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... и нежилого здания общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. ... , д. ... , приостановленные на основании постановления администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 12 июля 2016 года N 218 "О приостановлении торгов посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности МО - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики".
В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 7 июня 2016 года N165 "Об организации и проведении торгов посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности МО - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики" (далее также - постановление от 7 июня 2016 года N165) на продажу посредством публичного предложения был выставлен земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... из земель населенных пунктов и нежилое здание общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. ... , д. ... В извещении от 8 июня 2016 года, размещенном на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, датой начала приема заявок на участие в торгах было указано 8 июня 2016 года. Имея намерение участвовать в торгах, Степанов А.В. уплатил задаток, предусмотренный постановлением от 7 июня 2016 года N165, и 11 июля 2016 года подал заявку на участие в торгах. Однако 19 июля 2016 года Степанов А.В. получил от администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики письмо о приостановлении торгов. 24 сентября 2016 года Степановым А.В. было получено уведомление об отмене торгов по продаже имущества муниципального образования на основании постановления администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 13 сентября 2016 года N 274, которое является незаконным и нарушает его прав на участие в торгах, поскольку принято со ссылкой на Федеральный от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и предостережение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 30 августа 2016 года N ... о недопустимости совершения действий, могущих привести к нарушению антимонопольного законодательства, но при этом в постановлении не указано, в связи с какими именно допущенными нарушениями отменены торги.
По делу постановленоуказанное выше решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Степанов А.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены.
Представитель ответчика - администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, представитель третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, третье лицо Перепелкин И.К. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась.
В соответствии с ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Степанова А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела следует и судом установлено, что администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, руководствуясь ст.23 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года N 549 (в редакции от 16 мая 2016 года) "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены", решением Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 1 октября 2010 года N2 "Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики", приняла постановление от 7 июня 2016 года N165 "Об организации и проведении торгов посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности МО - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики", согласно которому в лот N1 были включены земельный участок из земель населенных пунктов площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... и нежилое здание общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. ... , д. ...
12 июля 2016 года, руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и со ссылкой на письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 12 июля 2016 года N ... , администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики приняла постановление N218 "О приостановлении торгов посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности МО-Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики".
13 сентября 2016 года администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики со ссылкой на Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и предостережение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 30 августа 2016 года N ... о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, приняла постановление N 274 "Об отмене постановления администрации Ядринского городского поселения N165 от 07 июня 2016 г. "Об организации и проведении торгов посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности МО - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики".
11 июля 2016 года заявка на приобретение муниципального имущества посредством публичного предложения была подана, в том числе Степановым А.В., однако в соответствии с Положением о порядке и условиях приватизации муниципального имущества Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, утвержденным решением Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 1 октября 2010 года N2 "Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики", решение о признании Степанова А.В. участником продажи имущества посредством публичного предложения либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества не принималось.
Денежные средства в размере ... рублей, которые были внесены Степановым А.В. в качестве задатка для участия в торгах посредством публичного предложения, 22 сентября 2016 года были перечислены на его расчетный счет.
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался ст.ст.13,447,448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п.1 ст.39.3, ст.39.11,39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.7, ч.1 ст.48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что постановление от 13 сентября 2016 года N 274 "Об отмене постановления администрации Ядринского городского поселения N165 от 07 июня 2016 г. "Об организации и проведении торгов посредством публичного предложения имущества, находящегося в собственности МО - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики" принято администрацией Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики в пределах полномочий и компетенции, с соблюдением установленного порядка и на законных основаниях, и что представленные суду доказательства не подтверждают нарушения прав истца, так как он не был признан участником продажи имущества посредством публичного предложения, внесенные в качестве задатка денежные средства ему возвращены, с письменным заявлением о проведении повторных торгов истец к ответчику не обращался.
Выражая несогласие с постановленным по делу решением, Степанов А.В. в апелляционной жалобе указывает, что администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики отменила принятое ранее постановление, не убедившись в наличии надлежащих оснований для его отмены, и не доказала, что данное постановление было принято незаконно, чем нарушила его права, поскольку полагает, что наличие предостережения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике не свидетельствовало о наличии безусловных оснований для отмены постановления о проведении торгов по продаже муниципального имущества посредством публичного предложения.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу решения суда.
В силу с ч.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Часть 1 ст.48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующая порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлена на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
В силу абз. 6 ст. 12 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 данного Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу ч.1 ст.56 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение, факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов - на истца.
В предостережении Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 30 августа 2016 года N ... о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, направленном администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики на основании ст.25.7 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", было указано о размещении администрацией Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики извещения о проведении аукциона по продаже земельного участка из земель населенных пунктов площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... и нежилого здания общей площадью ... кв.м., расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. ... , д. ... , с нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в двузначном толковании даты проведения аукциона, поскольку согласно сайту torgi.gov.ru аукцион был назначен на 18 июля 2016 года на 11 часов, а согласно информации, размещенной на сайте администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, заседание приватизационной комиссии назначено на 29 мая 2016 года, проведение аукциона - на 18 июля 2016 года в 11 часов, что не соответствует требованиям ч.1 ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Данное предостережение, как указал в решении суд, не оспорено и, поскольку до начала проведения торгов и определения их участников администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики стало известно о том, что размещение извещения о продаже муниципального имущества посредством публичного предложения произведено с нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь разумными соображениями и действуя добросовестно, ответчик в соответствии с требованиями законодательства решилотменить торги.
Как видно из материалов дела, истец не представил суду удовлетворяющих требованиям об относимости и допустимости (ст.ст.59,60 ГПК РФ) доказательств нарушения его гражданских прав оспариваемым решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и о наличии предусмотренных гражданским процессуальным законодательством оснований для отмены обжалуемого решения не свидетельствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы (ч.4 ст.330 ГПК РФ), из дела не усматривается.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Степанова А.В. на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 13 декабря 2016 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.