Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи ЛысенинаН.П.,
судей АгееваО.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Яковлеве А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Константиновой Н.В. к администрации г.Новочебоксарска о восстановлении на муниципальной службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истицы КонстантиновойН.В., ее представителей МеняйловойА.Н. и ХамутбаеваА.А. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 26 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия
установила:
КонстантиноваН.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Новочебоксарска о восстановлении на муниципальной службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Требования истицей мотивированы тем, что с 1 декабря 2014 года работала у ответчика в должности заместителя начальника ... отдела. Распоряжением N от 5 сентября 2016 года уволена указанной датой по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению штата работников организации, тогда же была ознакомлена с приказом об увольнении, получила на руки трудовую книжку, с ней произведен окончательный расчет. Полагала увольнение незаконным, так как фактического сокращения штата не было, вместо ... отдела со штатом 6 человек было создано правовое управление со штатом в 7 человек. По мнению истицы занимаемая ею должность была переименована, ее должностные обязанности стал выполнять заместитель начальника правового управления, объем и функции по должности не изменились. Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 31 июня 2016 года утверждено штатное расписание с 1 июля 2016 года, которым в правовом управлении предусматривались должности начальника, его заместителя, главных специалистов сектора ... сопровождения и сектора правовой экспертизы и нормотворчества. 4 июня 2016 года она была уведомлена о предстоящем 2 сентября 2016 года сокращении. 9 августа 2016 года и 5 сентября 2016 года ей предлагались нижестоящие вакантные должности, однако вакантная в то время должность заместителя начальника правового управления, соответствующая ее квалификации, ей предложена не была. Также полагала увольнение незаконным в связи с нарушением ст.261 Трудового кодекса Российской Федерации, так как предупреждение от 4 июля 2016 года было вручено, когда ее ребенку не исполнилось три года, о предстоящем сокращении штата она могла быть уведомлена после достижения ребенком трех лет, то есть после 17 июля 2016 года, соответственно увольнение могло быть произведено не ранее 17 сентября 2016 года. В связи с незаконным лишением возможности трудиться подлежит возмещению средний заработок за время вынужденного прогула. Незаконным увольнением ей причинен моральный вред.
Истица просила восстановить ее на работе в администрации г.Новочебоксарска в должности заместителя начальника ... отдела, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 6 сентября 2016 года по день восстановления на работе из расчета среднемесячного заработка в 29748 руб. 40 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В последующем истица уточнила исковые требования и окончательно просила восстановить ее на работе в должности заместителя начальника ... отдела, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 6 сентября 2016 года по 23 декабря 2016 года в размере 62175 руб. 56 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., возместить расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.
В судебном заседании истица КонстантиноваН.В. и ее представитель МеняйловаА.Н. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика КузьминМ.А. исковые требования не признал, полагал увольнение законным, произведенным с соблюдением его процедуры.
Прокурор -старший помощник прокурора ФедоровВ.В. полагал увольнение законным, произведенным с соблюдением его порядка и процедуры.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 26 декабря 2016 года постановлено:
"В иске Константиновой Н.В. к Администрации города Новочебоксарска о восстановлении на работе в должности заместителя начальника ... отдела, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 06 сентября 2016 года по 23 декабря 2016 года в размере 62175 рублей 56 копеек, о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей отказать".
Указанное решение суда обжаловано истицей КонстантиновойН.В. и ее представителями МеняйловойА.Н. и ХамутбаеваА.А. по мотиву незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица КонстантиноваН.В. и ее представитель МеняйловаА.Н. просили удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель ответчика КузьминН.А. возражал в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, заслушав заключение прокурора ОвчинниковойН.А., полагавшей, что оснований к отмене решения не имеется, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истицы, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение истицы было произведено ответчиком на законных основаниях и с соблюдением установленного порядка.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и представленных по делу доказательствах.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением N02-01-04/81 от 28 ноября 2014 года КонстантиноваН.В. была принята на муниципальную службу на должность заместителя начальника ... отдела с 1 декабря 2014 года. Тогда же сторонами заключен трудовой договор по должности заместителя начальника ... отдела.
30 июня 2016 года решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов N утверждена структура администрации г.Новочебоксарска, в которой предусмотрено в том числе создание структурного подразделения -правового управления.
Распоряжением администрации г.Новочебоксарска от 4 июля 2016 года N утверждено и введено в действие с 1 июля 2016 года штатное расписание, перечень вводимых и исключаемых должностей; помимо прочего предписано исключить юридический отдел, включая должности начальника отдела, его заместителя, по две должности главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта; предписано ввести правовое управление, должности начальника управления, его заместителя, сектор ... сопровождения правового управления с тремя должностями главных специалистов-экспертов, сектор правовой экспертизы и нормотворчества с двумя должностями главных специалистов-экспертов.
Во исполнение распоряжения от 4 июля 2016 года N распоряжением администрации г.Новочебоксарска от 4 июля 2016 года N предписано исключить из штатного расписания со 2 сентября 2016 года и сократить должности ... отдела, в том числе должность заместителя начальника подразделения.
4 июля 2016 года истица уведомлена о сокращении занимаемой ею должности со 2 сентября 2016 года и предстоящем увольнении.
После предупреждения о предстоящем увольнении, ответчиком истице 9 августа 2016 года под роспись предлагались в порядке трудоустройства вакантные должности: главного специалиста-эксперта сектора ... сопровождения и сектора правовой экспертизы и нормотворчества в правовом управлении; главного специалиста-эксперта сектора планирования и финансово-экономического учета управления городского хозяйства; главного специалиста-эксперта и специалиста-эксперта отдела дорожной деятельности и транспорта; главного специалиста-эксперта (временно) сектора жилищно-коммунального хозяйства и контроля управления городского хозяйства; ведущего специалиста-эксперта сектора инвестиций отдела экономического развития и торговли; специалиста-эксперта сектора потребительского рынка и предпринимательства отдела экономического развития и торговли; ведущего специалиста эксперта сектора благоустройства и экологии управления городского хозяйства; ведущего специалиста-эксперта (временно) отдела опеки и попечительства. Согласия на занятие предложенных вакансий истицей заявлено не было.
4 июля 2016 года администрация г.Новочебоксарска уведомила первичную профсоюзную организацию в лице ее председателя о принятом решении о сокращении работников администрации г.Новочебоксарска и увольнении в последующем ряда муниципальных служащих, в том числе КонстантиновойН.В. (заместителя начальника ... отдела).
В дальнейшем работодатель, приняв решение о возможном расторжении трудового договора с КонстантиновойН.В. по основаниям п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованиями ст.373 Трудового кодекса Российской Федерации обратился 24 августа 2016 года в профсоюзный комитет администрации г.Новочебоксарска о предоставлении мотивированного мнения относительно увольнения истицы. 31 августа 2016 года соответствующий профсоюзный орган представил мотивированное мнение об отсутствии возражений против увольнения истицы.
Распоряжением администрации г.Новочебоксарска от 5 сентября 2016 года N КонстантиноваН.В. уволена 5 сентября 2016 года в связи с сокращением штата работников по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 2 марта 2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации в случае сокращения численности или штата работников организации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем.
В силу ч.3 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 5 октября 2007 года N62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике" предусмотрено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Чувашской Республике, утверждаемым настоящим Законом. Реестром должностей муниципальной службы в Чувашской Республике должность заместителя начальника управления администрации городского округа (регистрационный номер 1-1-3-03) отнесена к ведущей группе должностей руководителей в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления, а должность заместителя начальника отдела администрации городского округа (регистрационный номер 1-2-3-02) относится к ведущей группе должностей специалистов в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления.
Как следует из Реестра должностей муниципальной службы и об установлении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в городе Новочебоксарске, утвержденного решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 6 ноября 2008 года N, должность заместителя начальника управления администрации города Новочебоксарска относится к ведущей группе должностей руководителей, должность начальника отдела администрации города Новочебоксарска относится в ведущей группе должностей специалистов.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
Таким образом, учитывая то, что в ходе изменения организационной структуры администрации г.Новочебоксарска юридический отдел, в котором истица замещала должность муниципальной службы, исключен из штатного расписания с одновременным сокращением должностей, в том числе и должности заместителя начальника отдела, которую до своего увольнения замещала КонстантиноваН.В., у ответчика было предусмотренное законом основание для увольнения истицы по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. При увольнении ответчиком был соблюден установленный законом порядок, в том числе в части предложения истице другой имеющейся у ответчика работы, вакантных должностей, соответствующих ее квалификации, вакантных нижестоящих должностей, которые истица, по мнению работодателя, могла выполнять с учетом своей квалификации и состояния здоровья. Должность заместителя начальника правового управления администрации г.Новочебоксарска относится к категории руководителей и являлась вышестоящей по отношению к занимаемой ею ранее должности начальника ... отдела, являющейся должностью специалиста, и соответственно не могла быть ей предложена и предоставлена, поскольку законом это не предусмотрено. Мотивированное мнение профсоюзного органа относительно увольнения по указанным основаниям было запрошено работодателем.
Изменение организационной структуры администрации г.Новочебоксарска, в результате которого был исключен юридический отдел и создано правовое управление, не свидетельствует о нарушение трудовых прав истицы при увольнении, поскольку должность заместителя начальника правового управления по отношению к истице вакантной являться не могла и вопрос о преимущественном праве приема на эту должность в правовом управлении в данном случае рассмотрению не подлежал. Как следует из анализа Положения о правовом управлении администрации г.Новочебоксарска, утвержденного 11 июля 2016 года, и Положения о юридическом отделе администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденнго распоряжением от 14 января 2015 года N02-01-05/06, указанные подразделения выполняют разные функции с учетом существенного расширения круга основных задач и выполняемых функций правового управления. Должности заместителя начальника правового управления и заместителя начальника ... отдела различны по их статусу и должностным обязанностям, что предполагает различный объем работы, выполняемой муниципальными служащими, замещающими указанные должности, в связи с чем ссылки заявителей жалобы на то, что должностные обязанности заместителя начальника правового управления совпадают с должностными обязанностями заместителя начальника ... отдела, судебная коллегия считает несостоятельными.
Ссылка на наличие у истицы необходимой квалификации для работы по должности заместителя начальника правового управления администрации г.Новочебоксарска является позицией стороны истицы, которая не свидетельствует об ошибочности выводов суда об отсутствии у работодателя обязанности предлагать работнику в качестве вакансии работу по вышестоящей должности по отношению к ранее занимаемой.
Доводы заявителей апелляционной жалобы о том, что реального сокращения должности заместителя начальника ... отдела не было, так как было создано правовое управление, в котором имелась должность заместителя начальника, а количество должностей в правовом управлении увеличилось, судебная коллегия отклоняет, поскольку принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к компетенции работодателя, который при принятии такого решения вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного законом порядка увольнения и предоставления работнику соответствующих гарантий.
Статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (часть 1); выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается (часть 2).
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка увольнения в связи с неуведомлением работодателем профсоюзного органа о предстоящем сокращении опровергаются материалами дела, поскольку 4 июля 2016 года администрацией г.Новочебоксарска председателю профсоюзного комитета было направлено сообщение о принятии решения о сокращении штата работников администрации г.Новочебоксарска и предстоящем увольнении (сообщение от 4 июля 2016 года N).
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка увольнения со ссылкой на незаконность мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по вопросу ее возможного увольнения в связи с ненаправлением в профком документов об образовании, семейном положении, результатах аттестации судебная коллегия отклоняет, поскольку направления указанных документов трудовое законодательство не требует, преимущественного права на оставление на работе по сравнению с каким-либо другим работником истица не имела, поскольку занимаемая ею должность была единственной. То обстоятельство, что ответчиком не представлен протокол заседания профкома, представлено мнение председателя первичной профсоюзной организации, никак не влияет на законность увольнения, поскольку определение порядка оформления мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по поводу увольнения члена профсоюза по основаниям п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации является прерогативой самого профсоюза. Сам по себе факт несогласия истицы с мнением выборного органа первичной профсоюзной организации по поводу ее возможного увольнения значения для правильного разрешения настоящего дела не имеет, Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрен только учет мотивированного мнения профсоюза при решении вопроса об увольнении работника-члена профсоюза по соответствующему основанию, а непредоставление такого мнения в установленный законом срок не препятствует работодателю уволить работника по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку о фальсификации доказательств (документов о предоставлении мотивированного мнения первичной профсоюзной организации) истицей не заявлялось, недостоверность представленных сведений не подтверждена и опровергается другими материалами дела, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о подложности доказательств в подтверждение наличия мотивированного мнения первичной профсоюзной организации.
В силу ст.43 Устава г.Новочебоксарска Чувашской Республики глава администрации города Новочебоксарска в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности утверждает положения о структурных подразделениях администрации, не являющихся юридическими лицами (пункт 4 части 1), назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений администрации города Новочебоксарска и иных работников администрации города Новочебоксарска, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий (пункт 5 части 1); глава администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Чувашской Республики, Уставом, нормативными правовыми актами Новочебоксарского городского Собрания депутатов, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 3).
Довод апелляционной жалобы о том, что должностная инструкция начальника правового управления, Положение о правовом управлении являются недействительными, так как должны были быть утверждены нормативным актом в виде распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, а не постановления главы администрации со ссылкой на ст.43 Устава г.Новочебоксарска, судебная коллегия находит несостоятельными и отклоняет, поскольку глава администрации г.Новочебоксарска является представителем нанимателя по отношению к работникам администрации, наименование локального акта (распоряжение или постановление) само по себе не имеет значения для существа спорных правоотношений, не влияет на принятие уполномоченным органом решения о сокращении в том числе замещаемой истицей должности, отсутствии у работодателя оснований предлагать истице вышестоящие должности по отношению к ранее занимаемой ею. Ссылки заявителей жалобы на фальсификацию указанных должностной инструкции и Положения о правовом управлении являются лишь предположением и вызваны несогласием истицы с сокращением занимаемой ею должности и последующим увольнением.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истицы, изложенную в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в решении мотивированы со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия с указанными выводами и мотивами, приведенными в решении, соглашается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истицы и, соответственно, для отмены обжалуемого ею решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу КонстантиновойН.В. и ее представителей МеняйловойА.Н. и ХамутбаеваА.А. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 26 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Алексеева Г.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.