Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.И.Хуснутдиновой
судей И.В.Сенотрусовой, Г.И.Федоровой
с участием прокурора Н.А.Лазаревой
при секретаре М.С.Носаль
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Желудкова В. Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Хабаровску, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" о признании заключения Военно-врачебной комиссии незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов по апелляционной жалобе представителя Желудкова В.Г. - Осетрова К.М. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения Желудкова В.Г., его представителя Осетрова К.М., представителя УМВД России по г. Хабаровску Добровольской Л.В., представителей ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" Регер Е.В. и Литвинова Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Желудков В.Г. - Осетров К.М. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Хабаровску, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико- санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" о признании заключения Военно-врачебной комиссии незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов. В исковом заявлении указал, что Желудков В. Г. проходил службу в органах внутренних дел МВД России с 08 апреля 1998 года, на момент увольнения проходил службу в должности "данные изъяты" с 01 ноября 2014 года.
08.06.2016 года заключением N ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" Желудков В. Г. был признан негодным к службе в органах внутренних дел. 15 июня 2016 года приказом начальника УМВД России по г. Хабаровску N на основании заключения N ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" от 08.06.2016 г. Желудков В. Г. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел" (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел). Считает, что заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" N и приказ об увольнении Желудкова В.Г. являются незаконными по следующим основаниям.
Оценка возможности дальнейшего прохождения службы должна проводится с учетом характера заболевания, степени выраженности функциональных нарушений. Вместе с тем, из свидетельства о болезни N, на основании которого вынесено заключение ВВК о негодности к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел, не усматривается наличие у Желудкова В.Г. "данные изъяты". В частности, в свидетельстве о болезни N и его продолжении указано на "данные изъяты". В соответствии с ч. 3 п. 104 "Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", сотрудники в целях определения возможности продолжения службы (увольнения) освидетельствуются по графе III расписания болезней. Полагает, что свидетельство о болезни N, на основании которого вынесено заключение ВВК о негодности к дальнейшему прохождению службы не содержит достаточных объективных данных, свидетельствующих о наличии оснований для определения категории годности к службе "Д" - не годен к службе в органах внутренних дел.
Увольнение по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел" возможно лишь при наличии заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел; при установлении иной категории годности к службе сотрудник не подлежит увольнению из органов внутренних дел, либо увольнение производится при наличии дополнительных условий, которые должны быть установлены при увольнении. Так, при установлении категории годности к прохождению службы "В", увольнение возможно по п. 8 ч. 1 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел" по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Таким образом, при вынесении заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" N от 08.06.2016 года не был учтен характер заболевания и степень выраженности функциональных нарушений, в связи с чем указанное заключение является незаконным. Соответственно приказ об увольнении, изданный на основании вышеуказанного заключения, также является незаконным. Просил признать заключение ВВК и приказ об увольнении незаконными, восстановить Желудкова В.Г. на службе, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда, судебные расходы.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17 января 2017 года в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель Желудкова В.Г. - Осетров К.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что суд критически оценил заключение ООО "Медэксперт" в связи с тем, что к нему не приложены сертификаты всех врачей. Судом не учтено, что такие требования законом не предусмотрены. Суд не вправе был признать заключение ООО "Медэксперт" ненадлежащим доказательством, не назначив по делу повторную экспертизу. Желудков В.Г. был направлен на военно-врачебную экспертизу без указания оснований для освидетельствования, в ходе освидетельствования осмотр ревматологом не производился. Основанием для установления Желудкову В.Г. категории годности "данные изъяты" послужил осмотр "данные изъяты" от 18.08.2015г. Отсутствие системных признаков заболевания на 18.08.2015г. было подтверждено показаниями врача "данные изъяты" ФИО1
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУЗ "МСЧ УМВД России по Хабаровскому краю" Литвинов Е.Н. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заключение прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Судом установлено, что "данные изъяты" Желудков В. Г. проходил службу в органах внутренних дел с 08 апреля 1998 года, в должности "данные изъяты" с 01 ноября 2014 года.
Приказом начальника УМВД России по г. Хабаровску от 15.06.2016 N истец 15 июня 2016 года уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЭ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 10 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
Основанием для издания приказа об увольнении послужило заключение N 1006 Военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" от 08.06.2016, согласно п.п. "б" пункта 13 которого указано: "Категория годности к службе (военной службе), годности к службе в должности (по военно-учетной специальности): На основании статьи 64а, 59б, 62в, 25г графы III расписания болезней и графы ТДТ (приложение N 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523) Д - не годен к службе в органах внутренних дел. Не годен к поступлению на службу по контракту".
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 8 части 1 статьи 82 названного Федерального закона предусмотрено, что контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определение категории годности Желудкова В.Г. к прохождению службы в органах внутренних дел при оспаривании им выводов заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" требует специальных знаний в области военно-врачебной экспертизы, которую проводят военно-врачебные комиссии.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013г. N 565.
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное Положение.
Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к службе (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
Перечень указанных в названном пункте медицинских организаций утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе; наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (абзацы третий - пятый пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзацы первый, третий пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
При этом гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абзац первый пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523 (в редакции приказов МВД России от 20 июня 2013 г. N 444 и от 26 августа 2013 г. N 646).
В соответствии с пунктом 9 названной Инструкции организационно-штатная структура штатных военно-врачебных комиссий определяется МВД России.
К штатным военно-врачебным комиссиям, в частности, относятся Центральная военно-врачебная комиссия федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации", военно-врачебные комиссии медико-санитарных частей системы МВД России соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне (пункты 9.1, 9.1.1, 9.1.3 Инструкции МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
ЦВВК ФКУЗ "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" является структурным подразделением Медико-санитарного центра МВД России, предназначенным для обеспечения организации и проведения военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы и освидетельствования в органах внутренних дел и внутренних войсках в мирное и военное время, и осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих ВВК в части, касающейся военно-врачебной экспертизы и освидетельствования, а также имеет право контролировать, утверждать (не утверждать), пересматривать заключение любой ВВК (ВЛК) системы МВД России (пункты 18, 22, 24.2 Инструкции МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
Кроме того, в соответствии с пунктом 404 названной Инструкции при несогласии гражданина с заключением ВВК (ВЛК) он имеет право на обжалование заключения ВВК (ВЛК) в порядке, установленном пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, в том числе на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Так, Положение о независимой военно-врачебной экспертизе определяет в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
При этом согласно абзацу второму пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Из приведенных нормативных положений следует, что в случае несогласия гражданина с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности (категории годности) его к военной службе (приравненной службе), в том числе к службе в органах внутренних дел, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза.
В соответствии с пунктом 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г., по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.07.2008г. N 574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно- врачебной комиссии.
Заключением независимой военно-врачебной экспертизы, проведенной ООО "Медэксперт", основной диагноз, постановленный Желудкову В.Г. согласно медицинской карте 07.10.2013г. и затем военно-врачебной комиссией - "данные изъяты" подтвержден, но квалифицирован по расписанию болезней по п. 64б, а не по п.64а.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что законодателем не предусмотрена возможность внесения изменений в действующее заключение военно-врачебной комиссии; независимая военно-врачебная экспертиза правом на определение категории годности к военной или приравненной службе не наделена, следовательно, делать выводы об отнесении заболевания к тому или иному пункту расписания болезней не вправе.
Вывод о том, что право определять категорию годности к военной и приравненной к ней службе принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии, содержится в п. 20 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015г.
Военно-врачебной комиссией освидетельствование истца проведено в соответствии с установленными требованиями, комиссией выявлено заболевание, предусмотренное п.64а расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года N - "данные изъяты", что позволило признать истца негодным к службе в ОВД.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд обоснованно исходил из того, что право определять категорию годности к службе принадлежит исключительно военно-врачебной комиссии.
Судебная коллегия считает, что выводы суда обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, а доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не содержат.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17 января 2017 года по делу по иску Желудкова В. Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Хабаровску, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" о признании заключения Военно-врачебной комиссии незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Желудкова В.Г. - Осетрова К.М. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: И.И.Хуснутдинова
Судьи: И.В.Сенотрусова
Г.И.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.