Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.,
судей Поздняковой О.Ю., Хохловой Е.Ю.,
при секретаре Евсеенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Хабаровска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 28 сентября 2016 года N 3, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе Администрации г.Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 24 января 2017 года.
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя администрации г.Хабаровска Подолякиной О..С., председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю - Мирошниченко А.В., представителя ООО "Константа" - Елкина М.А.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.Хабаровска обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 28.09.2016 года N 3, которым на основании заявления ООО "Константа" определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2000 кв.м, расположенного по "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 26.03.2012 год в размере 2 845 100 руб.; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление ООО "Константа" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в процессе государственной оценки кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 7 556 220 руб. ООО "Константа" являясь арендатором данного земельного участка, не имеет права на пересмотр его кадастровой стоимости без письменного согласия собственника, которое администрацией г. Хабаровска не выдавалось. Отчет об оценке, представленный в Комиссию, является ненадлежащим доказательством подтверждения рыночной стоимости земельного участка. Оценщиком использован только сравнительный подход определения стоимости земельного участка. Невозможно идентифицировать объекты-аналоги, характеристики которых отличаются от характеристик объекта оценки. Оценочные зоны объектов-аналогов не соответствуют зоне объекта оценки, оценщиком использованы объекты-аналоги, расположенные в иных районах города. В качестве исходной информации оценщиком использовались не цена сделки, а цена предложения. Вид разрешенного использования объектов-аналогов не соответствует объекту оценки.
Решением Хабаровского краевого суда от 24.01.2017 года в удовлетворении административного искового заявления Администрации г. Хабаровска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Хабаровска просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, приводит доводы, положены в основу иска. Указывает, что при рассмотрение дела суд первой инстанции не принял во внимание, что у ООО "Константа", отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, поскольку отсутствует в собственности объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке. Отчет об оценке, представленный в Комиссию, является ненадлежащим доказательством подтверждения рыночной стоимости, ввиду его противоречия статьям 2,5,6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "об оценочной деятельности в Российской Федерации". Судом не дана надлежащая оценка доводам административного истца относительно недостоверности отчета об оценке рыночной стоимости. Полагает, что представленный Отчет не соответствует действующим федеральным стандартам оценки и не является достоверным. Несоответствие содержания и оформления отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям, установленным федеральными стандартами оценки, в соответствии с п. 20 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263 является основанием для принятия комиссией решения об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта. Представление недостоверных документов, повлекло за собой принятие комиссией незаконного решения. Изменение кадастровой стоимости земельных участков на рыночную стоимость, определенную с нарушением норм действующего законодательства и по заявлениям лиц, не являющихся собственниками земельных участков, приводит к нарушению прав муниципального образования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился о его времени и месте извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) решения Комиссии могут быть оспорены в суде. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11 - 24.22 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" постановлен на кадастровый учет 26.03.2012 года, разрешенное использование: для организации места временного хранения автотранспорта; кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 26.03.2012 год на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" и составляла 7 556 220 рублей.
На основании Договора N, заключенного между администрацией г.Хабаровска и ООО "Константа", последний является арендатором указанного выше земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 2000 кв.м., расположенного по "данные изъяты", предоставленного для использования под платную стоянку автомобильного транспорта. Арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Срок действия договора определен с 10.09.2013 года по 09.09.2014 года. По истечении срока действия договора, Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок (пункт 5.2 Договора).
Уведомлением от 17.01.2017 года Администрация г.Хабаровска известила ООО "Константа" о возобновлении договора аренды земельного участка от 10.09.2013 года N в соответствии со ст.621 ГК РФ, на ранее определенных условиях на неопределенный срок.
12.09.2016 г. ООО "Константа" обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, приобщив к нему необходимый пакет документов, в том числе Отчет N об оценке от 19.08.2016 года, выполненный ООО "Дальневосточный центр оценки собственности", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26.03.2012 год составляет 2 845 100 руб., а также Положительное экспертное заключение на отчет N от 01.09.2016 года, составленное экспертом ООО "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
28.09.2016 года Комиссией в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, составляет 62,3%.
При этом признав, что оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки; положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, Комиссия решила:определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке по состоянию на 26.03.2012 года в размере 2 845 100 руб.
Согласно п.20 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 года N 263 "Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Таким образом, в силу прямого указания нормативно-правового акта, регламентирующего порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, на Комиссию возложена обязанность проверки отчета об оценке на соответствие его требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с п.12 Порядка, Комиссией принято оспариваемое решение единогласно всеми членами Комиссии на основании анализа всех представленных документов, в том числе Отчета N об оценке от 19.08.2016 года, выполненного ООО "Дальневосточный центр оценки собственности", а также Положительного экспертного заключения на отчет N от 01.09.2016 года, составленного экспертом ООО "Российское общество оценщиков".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение Комиссии принято уполномоченным органом, правомочным составом, форма решения соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263, процедура принятия решения Комиссией не нарушена; поскольку арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, ООО "Константа" имеет право оспаривать его кадастровую стоимость.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждены материалами дела, представленными доказательствами.
Судом первой инстанции подробно исследован отчет об оценке на предмет корректности применения оценщиком сведений об объектах-аналогах и осуществленных им расчетов, и установлено отсутствие нарушений влияющих на достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, что соответствует критериям относимости и допустимости доказательства содержащегося в положительном экспертном заключении, итоговый вывод которого, не противоречит выводу, указанному в оспариваемом решении Комиссии.
Возражая против выводов суда, администрация г.Хабаровска ссылается в апелляционной жалобе на несоответствие отчета N Федеральным стандартам оценки, на использование некорректных объектов-аналогов, при этом доказательств, опровергающих выводы суда, не представляет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у ООО "Константа" отсутствует право оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства поскольку, как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Иные доводы жалобы, не могут послужить основаниями для отмены или изменения правильного и обоснованного судебного постановления, они аналогичны позиции Администрации г.Хабаровска в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, подробно изложив мотивы признания доводов административного истца несостоятельными.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда и размер рыночной стоимости спорного земельного участка, установленный в надлежащем порядке оценщиком и подтвержденный экспертным заключением.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского краевого суда от 24 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Администрации г. Хабаровска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю N 3 от 28 сентября 2016 года, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Чемякина И.А.
Судьи: Позднякова О.Ю.
Хохлова Е.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.