Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей Поздняковой О.Ю., Яготинского С.И.,
при секретаре: Диановой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Афанасьева М. Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 02 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителей Правительства Хабаровского края Чагай А.О., административного истца Афанасьева М.Е. - Сафиуллиной О.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Афанасьев М.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 4529 кв.м., расположенного по "адрес", равной его рыночной стоимости, мотивируя свои требования тем, что является участником общей долевой собственности земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2012 года определена в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр в размере 15 749 823,95 рублей. В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Отчетом об оценке, выполненным оценщиком ООО "Оценка-Партнер" от 31.08.2016 года N, подтвержденным экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 21.11.2016 года N, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года определена в размере 3 648 607,69 рублей. Просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 год в размере 3 648 607,69 рублей.
Решением Хабаровского краевого суда от 02 февраля 2017 года требования Афанасьева М.Е. удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", установлена в размере 3 648 607,69 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 год на период с 01.01.2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В апелляционной жалобе Правительство Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что при вынесении решения суд не дал должной оценке доводам Правительства Хабаровского края о том, что в отчете об оценке не была использована информация об объектах-аналогах с официального сайта Росреестра, а также отсутствует документально обоснованная информация о соответствии действительности приведенных характеристик объектов-аналогов, выбранных оценщиком при сравнительном подходе, не привел мотивов несогласия с ними, что в силу ст.310 КАС РФ является основанием к отмене решения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Афанасьева М.Е. -Сафиулина О.Н. просит решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Хабаровского края жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, представитель административного истца просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Исходя из положений статьи 24.18 указанного Федерального закона: к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровыми номером "данные изъяты", площадью 4529 кв.м., расположенный по "адрес", относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: под административное здание.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 28.12.2011 года.
Кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости 04.01.2015 года, составляет 15 749 823,95 руб. определена на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края".
Согласно Договору о предоставлении земельного участка в собственность от 07.12.2010 года N, постановления Администрации г.Хабаровска от 07.10.2010 года N, постановления Администрации г.Хабаровска от 13.07.2010 года N, Соглашения об уточнении (перераспределении долей) от 23.06.2011 года, соглашения об определении порядка пользования имуществом, находящимся в долевой собственности от 31.01.2012 года, Афанасьев М.Е. является сособственником (доля в праве "данные изъяты") указанного земельного участка.
Иные участники общей долевой собственности Афанасьев В.Е. - доля в праве "данные изъяты"; ЗАО "РОСТА" - доля в праве "данные изъяты"; ООО "Экстракласс" - доля в праве "данные изъяты". Свидетельство о государственной регистрации выдано 14.07.2016 года N.
Согласно предоставленному административным истцом Отчету об определении рыночной стоимости объекта оценки N от 31.08.2016 года, выполненному оценщиком ООО "Оценка-Партнер", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 4529 кв.м. по состоянию на 01.01.2012 год составляет 3 648 607,69 руб. положительным экспертным заключением составленным экспертом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N от 21.11.2016 года, которым данный отчет об оценке признан соответствующим требованиям ст.17.1 Закона об оценочной деятельности.
Давая оценку представленным доказательствам в порядке статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции подробно исследовал Отчет об оценке от N от 31.08.2016 года на предмет корректности применения оценщиком сведений об объектах-аналогах и осуществленных им расчетов, и установилотсутствие нарушений, влияющих на достоверность величины рыночной стоимости земельных участков, что соответствует критериям относимости и допустимости доказательства.
При этом возражая против выводов суда, Правительство Хабаровского края ссылается на несоответствие Отчета N от 31.08.2016 года Федеральным стандартам оценки, на использование некорректных объектов-аналогов, однако доказательств, опровергающих выводы суда, не представляет.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы об уклонении суда от исследования доводов Правительства Хабаровского края о несоответствии Отчета Федеральным стандартам оценки ввиду того, что оценщиком в качестве источников информации для поиска и подбора аналогов не была использована информация с официального сайта Росреестра при оценке конечных объектов-аналогов, об отсутствии в отчете документально обоснованной информации о соответствии действительности приведенных характеристик объектов-аналогов, выбранных оценщиком при сравнительном подходе, являются несостоятельными, поскольку в решении отражено, что оценщиком для определения рыночной стоимости земельного участка использован сравнительный подход с применением модифицированного метода выделения, в Отчете приведены выводы отказа от использования затратного и доходного подхода и иных методов в рамках сравнительного подхода. Судом была допрошена составившая Отчет об оценке оценщик ФИО1., указавшая, что на сайте Росреестра были выявлены два объекта, которые из дальнейшей проверки по критериям отбора были исключены ввиду низкой цены сделок. Установлено, что оценка земельного участка была произведена исходя из его фактического использования, что не противоречит п.20 ФСО N7. Оценщиком выделено 7 объектов., сопоставимых по критериям отбора с оцениваемым земельным участком, по всем объектам-аналогам проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, на их основании проведены корректировки стоимости объектов-аналогов, в результате чего определена стоимость объекта оценки, указанная в Отчете ... , который был принят судом в качестве относимого и допустимого доказательства и оценен в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются принятым судом решением, из которого следует, что все указанные административными ответчиками доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, мотивы признания позиции административного ответчика несостоятельной подробно изложены в постановленном судом первой инстанции решении, и не согласиться с которыми, оснований не имеется.
Ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат сведений об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Учитывая, что предусмотренных ст.310 КАС РФ нарушений процессуального закона, которые могли бы являться основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия признает оспариваемое решение суда законным и обоснованным, и оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского краевого суда от 02 февраля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьева М. Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости земельного участков в размере равном их рыночной стоимости - оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Позднякова О.Ю.
Яготинский С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.