Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Мороз И.Г., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре: Евсеенко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в сфере земельного законодательства, по апелляционной жалобе администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области - Макарова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в сфере земельного законодательства N от 2.11.2016 г. Из представления следует, что администрация не осуществляла функции контроля за надлежащим использованием земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", что способствовало совершению административного правонарушения. Оспариваемым представлением на административного истца возлагается обязанность рассмотреть его и принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Как следует из представления, оно вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. Указывает, что представление может быть вынесено только в том случае, если наличие причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, подтверждено доказательствами по соответствующему делу об административном правонарушении и эти доказательства были оценены лицом, уполномоченным на рассмотрение дало об административном правонарушении и отражены в постановлении по делу. Между тем, оспариваемое представление не содержит информации о рассмотренном деле об административном правонарушении, в представлении не указан конкретный перечень причин, условий, способствовавших совершению административного правонарушения, доказательств, подтверждающих законность и обоснованность внесения представления. Отсутствие в представлении указанной информации заведомо предопределяет невозможность его рассмотрения и принятия каких-либо мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Таким образом, оспариваемое представление в адрес Главы администрации муниципального района внесено административным ответчиком за пределами его полномочий.
Поскольку в производстве суда находились административные иски Администрации Бикинского муниципального района к тому же административному ответчику об оспаривании представлений "данные изъяты" от 5. 12.2016 г., определением от 11.01.2017 года административные дела ( "данные изъяты") о признании незаконными указанных представлений объединены в одно производство для их совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер "данные изъяты".
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 08.02.2017 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Бикинского муниципального района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым представления "данные изъяты" от 02.11.2016 года, "данные изъяты" и "данные изъяты" от 05.12.2016 года признать незаконными. Считает, что должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, только при наличии доказательств, подтверждающих наличие причин и условий совершения административного правонарушения, вправе внести соответствующему должностному лицу представление об их устранении. В делах об административных правонарушениях, рассмотренных в отношении глав крестьянских (фермерских) хозяйств отсутствует, какие-либо доказательства, дающие основания для внесения представления в адрес иного лица, а именно главы муниципального района.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, сведения о причинах неявки не представил. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые представления вынесены уполномоченным лицом, в установленной форме и при наличии соответствующих оснований в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельные участки: с кадастровыми номерами "данные изъяты" из категории земель сельскохозяйственного назначения Бикинского района Хабаровского края, находятся в государственной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 450 461 кв.м. на основании договора аренды N от 20.05.2015 года администрацией Бикинского муниципального района для сельскохозяйственного использования передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Деринскому А.С. По соглашению от 12.04.2016 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства Деринский А.С. все права и обязанности по договору аренды, передал главе крестьянского (фермерского) хозяйства Терентьеву С.В. о чем администрация Бикинского муниципального района была поставлена в известность и не возражала.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 957729 кв.м. на основании договора аренды N от 03.06.2015 г. администрацией Бикинского муниципального района для сельскохозяйственного использования (пашня) передан в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Агафонову А.А.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 20361818 кв.м на основании договора аренды N от 22.03.2010 г. администрацией Бикинского муниципального района для ведения сельскохозяйственного производства передан в аренду Третьякову В.А. По соглашению от 27.11.2015 года Третьяков В.А. все права и обязанности по договору аренды с 01.01.2016 года, передал ООО "Сельскохозяйственная компания "Союз" о чем административный истец был поставлен в известность и не возражал.
На основании распоряжений руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО N от 18.10.2016 года, "данные изъяты" от 13.09.2016 года, "данные изъяты" от 25.07.2016 года, в период времени с 10.08.2016 года по 13.10.2016 года, были проведены внеплановые выездные проверки в отношении глав крестьянского (фермерского) хозяйства Терентьева С.В., Агафонова А.А., а также в отношении ООО "Сельскохозяйственная компания "Союз".
В ходе проведения проверок земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", было установлено, что на данных участках не проведены работы по ведению сельскохозяйственного производства, не проведены агротехнические и фитосанитарные мероприятия, не проводятся работы по возведению сельскохозяйственных культур. Участки покрыты травяной растительностью естественного происхождения. Арендаторами земельных участков не проводятся и не проводились фитосанитарные, агротехнические и агрохимические мероприятия.
И.о. начальника Южного межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО Цюцюра С.А. в отношении глав крестьянского (фермерского) хозяйства Терентьева С.В., Агафонова А.А. и ООО "Сельскохозяйственная компания "Союз" вынесены постановления N от 18.10.2016 года, N от 22.11.2016 года, N от 22.11.2016 года, которыми Терентьев С.В., Агафонов А.А. и ООО "Сельскохозяйственная компания "Союз" были признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуты административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб., 50000 руб. и 400 000 руб. соответственно.
02.11.2016 года и 05.12.2016 года в адрес администрации Бикинского муниципального района ввиду невыполнения ею обязательных требований по контролю за использованием арендаторами земельных участков, были вынесены представления N об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений в сфере земельного законодательства на указанных выше земельных участках сельскохозяйственного назначения.
Проанализировав в совокупности положения 72 Земельного кодекса Российской Федерации; ч.1 ст.6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в силу которого собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту; ч.1 ст.17.1. Федерального закона РФ N131-ФЗ от 06.10.2003 г "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в силу которого на органы местного самоуправления возложена обязанность организовывать и осуществлять муниципальный контроль, а также "Положения о порядке организации осуществления муниципального земельного контроля на территории Бикинского муниципального района", утвержденного Постановлением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края N81 от 15.06.2011 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на администрацию Бикинского муниципального района, как собственника земель возложена обязанность по сохранению и рациональному использованию земель, осуществлению муниципального земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, при использовании земель в границах Бикинского муниципального района
Проанализировав в совокупности положения, ст.29.13 КоАП РФ, 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3.1.4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 января 2012 года N 96, устанавливающий административную процедуру выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений: в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим и физическим лицами, индивидуальным предпринимателем, в отношении которого проводилась проверка, требований земельного законодательства. Установив, что содержащиеся в ч.1 ст.29.13 КоАП РФ положения императивны, в связи с чем, должностное лицо обязано выносить представление по делу об административном правонарушении, если при рассмотрении дела установлены причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, пришел к правильному выводу, что оспариваемые представления, вынесенные адрес администрации Бикинского муниципального района, устранившейся от осуществления муниципального земельного контроля, вынесены должностными лицами Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО обоснованно, в установленной форме и при наличии соответствующих оснований в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде.
При этом суд первой инстанции доводы администрации Биикнского муниципального района о неправомерности вынесенных в ее адрес предписаний, ввиду того, что администрация не является субъектом административной ответственности в рамках рассмотренных дел об административных правонарушениях, правомерно признал несостоятельными, поскольку положения ст.29.13 КоАП РФ не ограничивают круг лиц, которым может быть адресовано предписание исключительно лицами, в действиях которых установлена вина в совершении административного правонарушения.
Кроме того оспариваемые представления не нарушают прав и законных интересов административного истца, поскольку не имеют абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладают, поскольку преследуют цель понудить устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления реализуется путем специальных процедур - вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ. судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2017 года по административному исковому заявлению администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконными представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в сфере земельного законодательства - оставить без изменения, по апелляционную жалобу администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи И.Г. Мороз
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.