Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Поздняковой О.Ю., Яготинского С.И.
при секретаре: Диановой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Профессиональная торговая площадка" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края, Администрации г.Хабаровска об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 15 февраля 2017 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителей Правительства Хабаровского края - Маслакова А.И., ЗАО "Профессиональная торговая площадка" - Сафиуллиной О.Н., администрации г.Хабаровска - Подолякиной О.С.,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Профессиональная торговая площадка" обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края, Администрации г.Хабаровска об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 30 157 кв.м., расположенного по "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1.01.2012 г. в размере 12 354 116,61 руб. Мотивируя свои требования тем, что является арендатором указанного земельного участка, на котором расположен принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года определена в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр в размере 79 164 682,87 рублей. Однако, Отчетом об оценке, выполненным оценщиком ООО "Оценка-Партнер" от 30.10.2016 N, подтвержденным экспертным заключением НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 06.12.2016 года N, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года определена в размере 12 354 116,62 рублей.
Решением Хабаровского краевого суда от 15 февраля 2017 года требования ЗАО "Профессиональная торговая площадка" удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что при вынесении решения суд не дал должной оценке доводам Правительства Хабаровского края, не привел мотивов несогласия с ними. Правительство края в суде первой инстанции приводило доводы о том, что Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, в частности в Отчете отсутствует документально обоснованная информация о соответствии действительности приведенных характеристик объектов-аналогов, выбранных оценщиком при сравнительном подходе, в частности, документы, содержащие сведения, которые подтверждают индивидуальные характеристики объектов-аналогов, в том числе и те, которые явились элементами сравнения, однако, суд названный довод посчитал несостоятельным, указав, что он опровергается положениями отчета и показаниями свидетеля.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ЗАО "Профессиональная торговая площадка" Сафиуллина О.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Исходя из положений статьи 24.18 указанного Федерального закона: к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора N аренды земельного участка от 06.06.2016 года, заключенного между Департаментом муниципальной собственности Администрации города Хабаровска от имени городского округа "Город Хабаровск" и ЗАО "Профессиональная торговая площадка", последний является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 30157 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилое здание, почтовый адрес ориентира: "данные изъяты", под нежилые здания, используемые под производственную базу (пункт 1.1 Договора).
Арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (пункт 2.1 Договора). Срок договора определен с 06.06.2016 года по 05.06.2065 год (пункт 1.2 Договора). Пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, определенной в результате государственной кадастровой оценки, исходя из которого исчисляется арендная плата, без согласия Арендодателя, выраженного в письменной форме, не допускается (пункт 7.3 Договора).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет13.07.2000 года, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края", кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости 04.01.2015 года, по состоянию на 01.01.2012 год установлена в размере 79 164 682,87 рублей.
Посчитав кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", представив, в том числе отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки от 30.10.2016 года N, положительное экспертное заключение на отчет от N от 06.12.2016 года.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 19.12.2016 года заявление ЗАО "Профессиональная торговая площадка" отклонено по основанию отсутствия письменного согласия арендодателя на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, что отражено в п. 7.3 договора аренды.
При этом оформление и содержание представленного отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки от 30.10.2016 года N, Комиссией признано соответствующим требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки; положительное экспертное заключение на отчет от N от 06.12.2016 года - соответствующим требованиям, установленным к нему законодательствам Российской Федерации.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта оценки от 30.10.2016 года N, составленному оценщиком ООО "Оценка-Партнер" ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2012 год составляет 12 354 116,62 рублей.
В подтверждение соответствия подготовленного оценщиком отчета от 30.10.2016 года N требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, представлено положительное экспертное заключение на отчет от 06.12.2016 N, составленное экспертом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" ФИО2
Давая оценку представленным доказательствам в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции подробно исследовал Отчет об оценке от 30.10.2016 года N, являющийся итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, на предмет корректности применения оценщиком сведений об объектах-аналогах и осуществленных им расчетов, и установилотсутствие нарушений, влияющие на достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, вследствие чего признал его допустимым доказательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они последовательны, мотивированы, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Возражая против выводов суда, ссылаясь на несоответствие Отчета об оценке от 30.10.2016 года N Федеральным стандартам оценки, на использование некорректных объектов-аналогов, Правительство Хабаровского края при этом доказательств, опровергающих выводы суда, не представляют.
Доводы Правительства Хабаровского края о том, что у ЗАО "Профессиональная торговая площадка" отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку, как разъяснено в абзаце 5 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку ЗАО "Профессиональная торговая площадка" является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, он вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Иные доводы апелляционной жалобы, не могут послужить основаниями для отмены или изменения правильного и обоснованного судебного постановления, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, вопреки доводам жалоб, мотивы их отклонения подробно изложены в мотивированном решении.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усмотрела.
Ни материалы дела, ни апелляционная жалоба не содержат сведений об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского краевого суда от 15 февраля 2017 года по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Профессиональная торговая площадка" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Чемякина И.А.
Судьи Позднякова О.Ю.
Яготинский С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.