Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Хаировой А.Х., Сивохина Д.А.,
при секретаре - Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкассого района К.Н.В. на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 20 января 2017 года, которым постановлено:
"Обязать Комитет по управлению имуществом Кинель - Черкасского района Самарской области включить Ч.А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ч.С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Кинель - Черкасского района Самарской области.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Кинель - Черкасского района Самарской области в пользу и Ч.С.И. судебные расходы в размере 4 000 рублей, в остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., возражения на жалобу Ч.А.И. и представителя истцов - Ж.М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч.А.И., Ч.С.И. обратились в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Кинель - Черкасского района о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кинель - Черкасского района, мотивируя следующим. Они являются детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку решением Кинель - Черкасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты". Над Ч.А.И. было оформлено опекунство и она проживала в "адрес" у опекунов. Ч.С.И. воспитывался в "данные изъяты". Истцы не знали о том, что у них есть право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились с заявлением в Комитет по управлению имуществом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ им было отказано, поскольку они достигли возраста 23 лет. Считают отказ незаконным. Просили с учетом уточнения признать незаконным отказ во включении их как сирот в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, восстановить истцам срок для однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма, обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и обязать Администрацию Кинель-Черкасского района предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 300 рублей за уплату госпошлины, 9 000 рублей за представительские расходы, 270 рублей за услуги банка.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкассого района К.Н.В. просит решение суда отменить как необоснованное и неправомерное, постановленное при неправильном применении норм материального права.
Ч.А.И. и представитель истцов - Ж.М.А. в заседании судебной коллегии возражали на доводы жалобы. Просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав сторону истцов, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ч.А.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ, Ч.С.И. родился ДД.ММ.ГГГГ.
Их родители: ФИО5 и ФИО2 решением Кинель - Черкасского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты".
Указанным решением суда за истцами закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (общая площадь составляет 54,9 кв.м., жилая 44,30 кв.м.).
Согласно свидетельству о регистрации права жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО1 (доля в праве 1/2) и ФИО2 (доля в праве 1/2).
Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ. общее состояние жилого дома удовлетворительное.
В период с "данные изъяты" г. по "данные изъяты" г. Ч.А.И. находилась в "данные изъяты", с "данные изъяты" г. по "данные изъяты" г. под опекой ФИО3 и ФИО4.
Ч.С.И. с "данные изъяты" г по "данные изъяты" г. находился под опекой ФИО1, с "данные изъяты" г. по "данные изъяты" г. находился в "данные изъяты".
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Ч.А.И. и Ч.С.И. зарегистрированы по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ. Ч.А.И. и Ч.С.И. обратились с заявлением в Комитет по управлению имуществом Кинель - Черкасского района о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Кинель - Черкасского района отказал во включении истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что опекуном ФИО3, Ч.С.И., "данные изъяты" проведена недостаточная разъяснительная работа, необходимая для реализации жилищных прав истцов до достижения ими 23 летнего возраста. Суд также указал, что истцы никакого отношения к закрепленному за ними дому не имеют, там не проживают, не вступают в права наследования, так как за домом по лицевым счетами имеются большие суммы задолженности по оплате коммунальных услуг, которые они не в силах оплатить, кроме того, собственником земельного участка, на котором находится дом, их отец не являлся.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку истцы не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то они имеют право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 29.02.2012г.).
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых этим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Ч.А.И. достигла возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения данного дела достигла возраста 26 лет.
Ч.С.И. достиг возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения данного дела достиг возраста 25 лет.
Вместе с тем, судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как имеющие право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в органы местного самоуправления истцы не обращались.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцы не представили суду доказательства уважительности причин, в силу которых они своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих им обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.
Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста Ч.А.И. и Ч.С.И. не принимали меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представили в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, оснований для удовлетворения заявленных истцами требований судебная коллегия не усматривает.
Доводы истцов о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства должностных обязанностей, что привело к нарушению их жилищных прав, судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела Ч.А.И. достигла совершеннолетия в "данные изъяты" году, Ч.С.И. в "данные изъяты" году, в дальнейшим они занимались самообразованием и трудоустройством, недееспособными не признавались, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории они заявили в октябре "данные изъяты" года (после достижения 23 лет), при том, что имели возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность истцов, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия, а также исполнения 23 лет, до обращения с иском в суд ( ДД.ММ.ГГГГ), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке их на учет нуждающихся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 1037-О от 25.06.2016г., в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, поскольку оно принято при неправильном применении норм материального права, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения.
Поскольку судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ч.А.И. и Ч.С.И., то правовых оснований для взыскания с ответчика судебных расходов также не усматривает.
С учетом изложенного решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 20 января 2017 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционная жалоба представителя Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкассого района К.Н.В. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 20 января 2017 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ч.А.И. и Ч.С.И. к Комитету по управлению имуществом Кинель - Черкасского района Самарской области о признании незаконным отказа во включении их в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, восстановить срок для однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма, обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и обязать Администрацию Кинель-Черкасского района предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскании судебных расходов, - отказать.
Апелляционную жалобу представителя Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкассого района К.Н.В. удовлетворить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.