Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Гомленко Н.К., Хираева Ш.М., при секретаре судебного заседания Абакаровой Р.А. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Джарулаева А-Н.К. в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД и по иску Алиевой М.А., Сулеймановой П.Г., Рудасовой О.Ю., Мутаевой А.М., Мугадова М.М., Будайчиевой Х.М., Курбанова М.Г., Абдуллаевой М.Г., Мустапаева К.Ш., Кулиева С.Э. к администрации ГО "город Каспийск" и Магомедалиевой Х.М. о признании недействительным и отмене разрешения на строительство и запрете строительства здания магазина (салона) по апелляционным жалобам представителя Магомедалиевой Х.М. - Салимова А.М. и представителя администрации ГО "город Каспийск" Магомедова Р.А. на решение Каспийского городского суда РД от "дата".
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснение представителя Магомедалиевой Х.М. - Салимова А.М. и представителя истцов Алиевой М.А., Сулеймановой П.Г., Рудасовой О.Ю., Мутаевой А.М., Мугадова М.М., Будайчиевой Х.М., Курбанова М.Г., Абдуллаевой М.Г., Мустапаева К.Ш., Кулиева С.Э. - Габиевой М.Ю., судебная коллегия
установила:
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД и Алиева М.А., Сулейманова П.Г., Рудасова О.Ю., Мутаева А.М., Мугадов М.М., Будайчиева Х.М., Курбанов М.Г., Абдуллаева М.Г., Мустапаев К.Ш., Кулиев С.Э. обратились в суд с исками к администрации ГО "город Каспийск" и Магомедалиевой Х.М. о признании недействительным и отмене разрешения на строительство (реконструкцию) RU 05305000-90 от "дата" двухэтажного здания по адресу: "адрес", выданного на имя Магомедалиевой Х.М. и запрете строительства здания магазина (салона).
Требования мотивированы тем, что истцы Алиева М.А., Сулейманова П.Г., Рудасова О.Ю., Мутаева А.М., Мугадов М.М., Будайчиева Х.М., Курбанов М.Г., Абдуллаева М.Г., Мустапаев К.Ш., Кулиев С.Э. являются собственниками квартир в жилых многоквартирных домах по адресам: "адрес"; "адрес", где расположена детская площадка, на которой проводят досуг дети со всех трёх домов. Возле детской площадки у "адрес", был расположен магазин "Весна", площадью 32 кв.м. В настоящее время магазин снесен и на его месте осуществляется новое строительство. Вырыт котлован, размерами 15x14 кв. м. Стройка расширена за счет территории детской площадки. На территории детской площадки на основании разрешения начальника Управления по строительству и архитектуре администрации "адрес" N RU 05305000-90 ведется строительство "магазина", площадью 170,1 кв.м. Согласно разрешению Магомедалиевой Х.М. разрешена реконструкция магазина. Площадь земельного участка до реконструкции - 32 кв.м, общая площадь после реконструкции 170 кв.м, этажность два этажа.
В соответствие с пп. 4 п.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения, детской игровой площадки и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы дворовой территории многоквартирного дома по "адрес" определены согласно данным технического паспорта, в том числе с учетом дворовых построек (трансформаторной подстанцией) и элементов озеленения (палисадника и детской площадки). Из положений закона следует, что участок в данных границах мог быть предоставлен только собственникам квартир их домов, но не третьим лицам.
Образование участка ответчику площадью 70 кв.м осуществлено с нарушением норм земельного, жилищного и градостроительного законодательства.
В соответствии с п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
По смыслу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей объектов капитального строительства администрации г. Каспийск необходимо было провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
При выдаче обжалуемого разрешения на строительство Магомедалиевой Х.М. администрацией МО "город Каспийск", не была соблюдена норма ст. 39 ГрК РФ, в связи с чем, его подлежит признать незаконным.
В соответствие со ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Между тем на месте осуществляется не реконструкция, а строительство нового объекта капитального строительства, что противоречит обжалуемому Разрешению от N ru 05305000-90. Следовательно, строительство объекта осуществляется без соответствующего разрешения.
Исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД (далее Минстрой РД) мотивированы тем, что согласно ст. 8.1, п. 4 ст.54 ГрК РФ контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Минстроем РД проведена проверка по коллективному обращению жителей домов N по "адрес" и "адрес" о незаконном строительстве "Салона - парикмахерской". С выездом на место установлено, что в районе домов N по "адрес", и "адрес" ведется строительство нового двухэтажного здания с устройством подвала с отметкой минус 2.50 м (на уровне фундамента). Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на строение 05-АА N от "дата", общей площадью 32,8 кв.м, и свидетельству о государственной регистрации права собственности на земельный участок 05-АА N от "дата", площадью 70 кв.м под магазин, собственником земельного участка является Магомедалиева Х.М., категория земель: земли населенных пунктов - земельные участки магазинов.
Управление по строительству и архитектуре администрации ГО " "адрес"" выдало Магомедалиевой Х.М. разрешение N RU 5305000-90 от "дата" на реконструкцию объекта капитального строительства - магазин, площадь земельного участка - 70 кв.м; общая площадь помещений до реконструкции - 32,8 кв.м; общая площадь помещений после реконструкции - 170,1 кв.м; этажность - 2 этажа. Указанное разрешение на реконструкцию вынесено с нарушениями требований законодательства в сфере землепользования и градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли делятся на категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Земля каждой предусмотренной Кодексом категории делится по определенным видам разрешенного использования.
Соответствующие изменения, касающиеся вида разрешенного использования, в соответствии со ст.15,22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ оформляются внесением изменений в государственный кадастр недвижимости, а собственнику земельного участка выдается соответствующий документ о праве на землю с указанием вида разрешенного использования.
По смыслу ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения прав и законных интересов правообладателей объектов капитального строительства администрации МО "город Каспийск" необходимо было провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
При выдаче Магомедалиевой X.М. разрешения на конструкцию администрацией МО "город Каспийск" не соблюдена норма ст. 39 ГрК РФ в связи, с чем указанное разрешение подлежит признанию незаконным.
В соответствие со ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) установление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и или восстановления указанных элементов.
Между тем на месте осуществляется не реконструкция, а строительство нового объекта капитального строительства, ранее существовавшее одноэтажное строение полностью снесено, вырыт котлован под строительство нового строения, площадь которого в несколько раз больше снесенного здания, что противоречит данному разрешению от "дата" N RU 5305000-90.
Следовательно, ответчик Магомедалиева Х.М. осуществляет строительство объекта без соответствующего разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
До начала ведения строительных работ застройщик должен направить заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган и к данному заявлению приложить правоустанавливающий документ на земельный участок, проект организации строительства объекта капитального строительства, топографический план посадки здания и др.
Согласованный главным архитектором г. Каспийск проект на строительство двухэтажного здания "Салон парикмахерской" подразумевает строительство нового двухэтажного здания магазина (салона) с устройством подвала с меткой минус 2,50 м.
Согласно п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о даче разрешения на строительство (реконструкцию) прилагается положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса).
В силу п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В тоже время, согласованный главным архитектором г. Каспийск проект на строительство Магомедалиевой Х.М. двухэтажного здания "Салон парикмахерской" подразумевает строительство нового двухэтажного здания магазина (салона) с устройством подвала с отметкой минус 2,50 м и мансарды.
Следовательно, главным архитектором г. Каспийск фактически утвержден проект строительства Магомедалиевой Х.М. трехэтажного здания "Салон парикмахерской" с мансардой, так как подвал, высотой 2,50 м и мансарда, в силу их технических характеристик, являются самостоятельными этажами (Свод Правил - СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003), утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778).
Таким образом, в нарушение п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ Магомедалиева Х.М., не получив положительного заключения экспертизы проектной документации, направила заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания магазина, а Администрация "г. Каспийск" в нарушение указанной нормы - в отсутствие положительного заключения выдала разрешение на реконструкцию магазина.
В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Отсюда вытекает, что Администрацией по заявлению Магомедалиевой Х.М. должно было быть принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.
По данному факту Минстроем РД в администрацию "г. Каспийск" письмом от "дата" N.01.3-2657 направлено предписание об устранении нарушения законодательства о градостроительной деятельности, которое по настоящее время не исполнено.
"дата" в адрес Минстроя РД поступил ответ администрации "г. Каспийск" о том, что оснований для отмены разрешения на строительство, предусмотренных ч. 2.1 ст.51 ГрК РФ не имеется, в связи с чем, администрация "г. Каспийск" не вправе отменять разрешение на реконструкцию магазина.
Между тем ч. 2.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает порядок прекращения действия разрешения на строительство, и она не отвечает признакам относимости в рассматриваемом случае, поскольку администрации "г. Каспийск" было предписано отменить разрешение на строительство как незаконно выданное, а не прекратить его действие в связи с обстоятельствами, последовавшими после его принятия.
Предъявление искового заявления обусловлено необходимостью защиты публичных интересов. Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исковые требования Минстроя РД и Алиевой М.А., Сулеймановой П.Г., Рудасовой О.Ю., Мутаевой А.М., Мугадова М.М., Будайчиевой Х.М., Курбанова М.Г., Абдуллаевой М.Г., Мустапаева К.Ш., Кулиева С.Э. судом первой инстанции объединены в одно производство.
Решением Каспийского городского суда РД от "дата" исковые требования удовлетворены и постановлено:
- Признать недействительным разрешение на строительство от "дата" N RU 5305000-90 на реконструкцию объекта капитального строительства по адресу: "адрес".
Запретить Магомедалиевой Х. М. строительство здания магазина (салона) по адресу: "адрес".
Обеспечительные меры, принятые по настоящему гражданскому делу сохранить до вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Магомедалиевой Х. М. и Администрации ГО "город Каспийск" солидарно расходы на проведение экспертизы в сумме 12000 рублей.
Не согласившись с решением суда, представителем Магомедалиевой Х.М. - Салимовым А.М. и представителем администрации ГО "город Каспийск" Магомедовым Р.А. поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Магомедалиевой Х.М. - Салимов А.М. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов Алиевой М.А., Сулеймановой П.Г., Рудасовой О.Ю., Мутаевой А.М., Мугадова М.М., Будайчиевой Х.М., Курбанова М.Г., Абдуллаевой М.Г., Мустапаева К.Ш., Кулиева С.Э. - Габиева М.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы, указывая о законности и обоснованности решения суда.
Истцы Алиева М.А., Сулейманова П.Г., Рудасова О.Ю., Мутаева А.М., Мугадов М.М., Будайчиева Х.М., Курбанов М.Г., Абдуллаева М.Г., Мустапаев К.Ш., Кулиев С.Э., Минстрой РД, ответчик Магомедалиева Х.М., администрация ГО "город Каспийск", Управление строительства и архитектуры администрации ГО "город Каспийск", Каспийский отдел Управления Россреестра по РД, Каспийский отдел ФФГБУ "Земельная кадастровая палата" и Управление Россреестра по РД в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ (ст. 167 ГПК РФ), ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2 той же статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 2, части 1, ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
На основании п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешения на строительство.
Как усматривается из ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 34, частей 1, 8 ст. 37, ст. 44 Закона N 131-ФЗ, полномочиями по решению вопросов местного значения обладают органы местного самоуправления, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования. В структуре таких органов названа местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в состав которой могут входить ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Структура и полномочия органов местного самоуправления муниципального образования определяются в его уставе.
С учетом указанного Администрация является уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом местного самоуправления.
Порядок выдачи разрешения на строительство урегулирован федеральным законодателем. При этом в силу названной правовой нормы Градостроительного кодекса РФ проектная документация на данном этапе проверяется на соответствие ее требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и пр.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений орган. К заявлению прилагаются перечисленные в этом пункте документы.
Частью 13 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Пунктом 4 ч. 7 ст. 51, ч. 6 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, является положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
В силу ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно проекту нового здания "Салона парикмахерской" предполагается строительство нового двухэтажного здания магазина (салона) с устройством подвала с отметкой минус 2,50 м и мансарды, то есть по существу трехэтажного здания. Этот факт подтвержден и при проверке, проведенной Минстроем РД, что нашло отражение в акте от "дата" N (т. 2, л.д.12-13).
В соответствии с п. 8 приложения "Г" "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390, при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Однако, в отличие от этажности, определяемой в соответствии с указаниями строительных норм и правил как число надземных этажей здания, ГрК РФ одним из главных критериев установилколичество этажей проектируемого объекта без указания их назначения и расположения относительно планировочной отметки земли.
Следовательно, в количество этажей, принимаемых во внимание согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ для целей применения данной нормы, следует включать все этажи здания: подземные, надземные, подвальные, цокольные, мансардные и так далее.
Таким образом, разрешение на реконструкцию, а по существу на строительство нового здания за NRU 5305000-90 от "дата", выдано с нарушением норм градостроительного законодательства и, следовательно, является незаконным.
Без положительного заключения экспертизы проектной документации Управление по строительству и архитектуре Администрации ГО "город Каспийск" не было вправе выдавать разрешение на строительство.
Из заключения судебной строительной экспертизы от "дата" следует, что на территории земельного участка проводятся начальные работы по строительству нового здания. (т. 2, л.д. 174).
В соответствие со ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) установление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и) восстановления указанных элементов.
Исходя из изложенного, Магомедалиевой Х.М. осуществляется не реконструкция, а строительство нового объекта капитального строительства: ранее существовавшее одноэтажное строение полностью снесено, вырыт котлован под строительство нового строения, площадь которого в несколько раз больше снесенного здания, что противоречит разрешению от "дата" NRU 5305000-90, что подтверждается заключением экспертизы от "дата".
К проекту строительства двухэтажного с цокольным техническим этажом здания, принадлежащего Магомедалиевой Х.М., приложен генплан, на котором видно, что рядом с магазином расположена детская площадка размерами 25м х 20 м, часть которой попала под вырытый котлован для будущего строительства.
Согласно заключению эксперта от "дата" N площадь вырытого котлована на территории земельного участка по "адрес", с кадастровым номером 05:48:000037:50 составляет 151,2 кв.м, то есть площадь отступления (выступания за рамки кадастрового учета) составляет 81,2 кв.м.
Согласно пп. "ж" п. 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, детские площадки, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, входят в состав общего имущества. Данной площадкой пользуются дети жильцов домов: N по "адрес", N по "адрес" и N по "адрес" в течении многих лет до определения границ придомовых территорий.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что осуществление строительства ответчиком здания "салона парикмахерской" нарушает права и законные интересы жильцов всех трёх домов, чьи дети пользуются детской площадкой. В результате выдачи разрешения на строительство нарушены нормы градостроительного и земельного законодательства. В связи с чем исковые требования обоснованно удовлетворены.
Судебная коллегия, с учетом изложенного выше и приведенных правовых положений, соглашается с выводами суда первой инстанции, так как незаконность решения, действий (бездействия), а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином прав и свобод, по настоящему административному делу нашли свое подтверждение.
Руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда РД от "дата" по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Магомедалиевой Х.М. - Салимова А.М. и представителя администрации ГО "город Каспийск" Магомедова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.