Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Устаевой Н.Х.
судей Августиной И.Д. и Магадовой А.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО5 на решение Магарамкентского районного суда РД от "дата", которым постановлено:
" ФИО1 в иске к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" о взыскании недополученных денежных средств в счет возмещения вреда здоровью за период с 01.02.2007г. по 01.12.20156г. в сумме 461 725, 70коп. (четыреста шестьдесят одна тысяча семьсот двадцать пять) руб. и обязании ответчика в дальнейшем выплачивать ежемесячно, начиная с 01.12.2016г. денежные средства в счет возмещения вреда здоровью в сумме 1/2 части размера компенсации в счет возмещения вреда здоровью инвалиду-чернобыльцу второй группы отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в МО " "адрес"" о взыскании недополученных денежных средств в счет возмещения вреда здоровью и обязании ответчика выплачивать ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью.
Иск мотивирован тем, что она является вдовой инвалида вследствии аварии на ЧАЭС, умершего "дата". После смерти мужа она неоднократно обращалась к ответчику, чтобы получить статус вдовы инвалида-чернобыльца и получить причитающиеся вдове денежные выплаты.
Однако, до настоящего времени никаких выплат от ответчика не получала.
Просит взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства в счет компенсации выплат в возмещение вреда здоровью за период с 01.02.2007г. по 01.12.2016г. в сумме 461 725, 70 копеек и обязать ответчика в дальнейшем выплачивать ей ежемесячно, начиная с 01.12.2016г. денежные средства в счет возмещения вреда здоровью в сумме 1/2 части размера компенсации в счет возмещения вреда здоровью инвалиду-чернобыльцу 2 группы.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО5 просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Как было указано в исковом заявлении, в соответствии со ст. 29 п. 3 Закона РФ N от 1991 г. пенсия по потере кормильца выплачивается жене умершего инвалида - чернобыльца по достижении 50 летнего возраста. Из этого можно сделать вывод о том, что закон предполагает, что для вдов чернобыльцев возраст, с которого они могут получить пенсию, уменьшен на 5 лет.
Этот же критерий указан и в ст. 7 ФЗ N от "дата", в которой указано, что нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти, могут иметь право на страховые выплаты (в нашем случае выплаты в счет возмещения вреда здоровью).
Как было указано в исковом заявлении ФИО1 достигла 50- летнего возраста в 2007 г., т.е. в течение 5 лет со дня смерти ее мужа.
Суд указал, что факт получения ФИО1 пенсии по потере кормильца не может иметь отношения к выплатам в счет возмещения вреда здоровью. Полагает, что это доказывает то, что она с этого момента должна быть признана нетрудоспособной, т.к. пенсия по потере кормильца не может быть выплачена трудоспособному лицу. На этот момент суд не обратил внимание.
Исходя из этого, считает суждение суда о том, что она стала нетрудоспособной только в 2012 г., т.е. по достижении 55 летнего возраста, противоречат указанным нормам.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что супруг истицы ФИО6 являлся инвали "адрес" группы в связи с аварией на ЧАЭС и умер "дата", об этом свидетельствует справка сер. МСЭ-2001 N от "дата" (л.д.4), и свидетельство о смерти ФИО6 I-БД N, от "дата" (л.д.5).
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, установив, что ФИО1 стала нетрудоспособной в 2012 году, по достижении 55 - летнего возраста; при этом после смерти ее мужа, умершего 25.04.2003г., прошло 9 лет; на момент смерти мужа ФИО1, "дата" года рождения, было 46 лет.
Согласно п.15 ч.2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 рублей;
инвалидам II группы - 2 500 рублей;
инвалидам III группы - 1 000 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется
на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Следовательно, размер компенсации нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на иждивении инвалида, умершего после вступления в силу Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой денежной суммы, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от "дата" N 1244-1.
Как видно из материалов дела, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдано на имя ФИО6 посмертно "дата" ( л.д.7).
При таком положении суд обоснованно отказал истице в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации за период с "дата" по "дата" в сумме 461725,70 руб., в назначении такой компенсации с "дата" в размере 1/2 части размера возмещения вреда, получаемого ее покойным супругом, поскольку такие требования предъявлены на основании п.15 ч.2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку при достижении 50-летнего возраста истице назначена пенсия по случаю потери кормильца, она с этого времени имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании п.15 ч.2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основаны на неправильном толковании норм материального права.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магарамкентского районного суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.