Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Гореловой Т.В.,
Медведева А.А., Сачкова А.Н.,
Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края на решение Каменского городского суда Алтайского края от 30 января 2017 года по делу
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию города Камень-на-Оби Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края и муниципальному унитарному предприятию "Теплосеть г.Камень-на-Оби" муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (далее - МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби") о признании незаконными действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к муниципальному образованию города Камень-на-Оби в лице администрации Каменского района Алтайского края и МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби" о признании действий противоправными, возложении обязанности.
В обоснование иска указало, что с 2011 года в связи с проводимыми МУП "Каменские тепловые сети" мероприятиями по ремонту оборудования котельной и замене ветхих участков тепловых сетей, которые до конца так и не доведены, не предоставляется коммунальная услуга по горячему водоснабжению жителям многоквартирных домов NN 24, 25, 27, 31, 35, 37, 41, 43, 45 по улице Пушкина и NN 36, 67, 78, 80, 82 по улице Красноармейская в городе Камень-на-Оби, что ущемляет права потребителей на получение данной коммунальной услуги.
С 26 августа 2015 года создано новое муниципальное предприятие - МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби", которому с 06 мая 2016 года переданы полномочия по исполнению коммунальных обязательств населению города Камень-на-Оби путем передачи в аренду оборудования для оказания и предоставления коммунальных услуг.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю (с учетом неоднократного уточнения исковых требований) просило суд признать незаконными действия муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края по прекращению оказания абонентам услуги горячего водоснабжения, возложить на ответчиков обязанность организовать восстановление предоставления коммунальной услуги - "горячее водоснабжение", существовавшее до 2011 года для помещений многоквартирных жилых домов NN24, 25, 27, 31, 35, 37, 41, 43, 45 по улице Пушкина и NN36, 67, 78, 80, 82 по улице Красноармейская в городе Камень-на-Оби с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от 30 января 2017 года исковые требования удовлетворены, на муниципальное образование город Камень-на-Оби Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края и МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби" возложена обязанность в течение трех лет с момента вступления в законную силу решения суда организовать восстановление предоставления коммунальной услуги "горячее водоснабжение", существовавшей до 2011 года для помещений многоквартирных жилых домов NN24, 25, 27, 31, 35, 37, 41, 43, 45 по улице Пушкина и NN36, 67, 78, 80, 82 по улице Красноармейская в городе Камень-на-Оби с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Ответчик муниципальное образование город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения иска к муниципальному образованию о возложении обязанности организовать восстановление предоставления коммунальной услуги, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает, что иск Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю основан на индивидуальной жалобе Киселевой Н.Н., что не отражает мнения неопределенного круга лиц. Учитывая, что помимо централизованных систем горячего водоснабжения имеются еще и общедомовые централизованные системы горячего водоснабжения, обжалуемым решением суд возложил обязанность на всех пользователей и собственников жилых помещений обязанность по дополнительным затратам на работы, связанные с обследованием и ремонтом указанных систем, что недопустимо. Ответчик не согласен с выводом суда о том, что если МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби" услуга по горячему водоснабжению не оказывается, то муниципальным образованием ненадлежащим образом организовано водоснабжение. Пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает обязательность организации предоставления именно горячего водоснабжения. Оценка реализации полномочий по водоснабжению городского поселения в целом не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия горячего водоснабжения. Норма закона, императивно обязывающая орган местного самоуправления предоставлять именно горячее водоснабжение, судом не указана. При этом, по мнению ответчика, ссылка на часть 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" несостоятельна, поскольку данная норма регулирует принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби" никогда не оказывало услугу по горячему водоснабжению, следовательно, и администрация района не обязана принимать меры по организации именно горячего водоснабжения. Кроме того, согласно договору аренды муниципального имущества N3 от 06 мая 2016 года сети горячего водоснабжения в аренду МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби" не предоставлялись. Фактически судом возложена обязанность не восстановить систему горячего водоснабжения, а создать ее вновь, при отсутствии в ней необходимости у населения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края - Потанина И.В. поддержала доводы жалобы, представитель истца Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю - Глотов П.С. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, до 2011 года коммунальная услуга по горячему водоснабжению жилых домов NN24, 25, 27, 31, 35, 37, 41, 43, 45 по улице Пушкина и домов NN36, 67, 78, 80, 82 по улице Красноармейская в городе Камень-на-Оби оказывала котельная N7, расположенная по улице Красноармейская, 53.
По сообщению МУП "Теплосети" от 21 марта 2016 года N157 на котельной N7 в течение пяти отопительных сезонов отсутствует производство горячего водоснабжения. Причинами отключения горячего водоснабжения в 2011 году явились проводимые МУП "Каменские тепловые сети" мероприятия по ремонту оборудования котельной и замене ветхих участков тепловых сетей. Запланированный объем работ не был выполнен из-за отсутствия финансовых средств. В первом полугодии 2013 года предприятием за счет собственных средств приобретен и установлен (смонтирован) в пристрое (солевой) котельной N7 водогрейный котел на древесных отходах (оплачен на 50% от стоимости), основание (пятка) под монтаж дымовой трубы. Позднее МУП "Каменские тепловые сети" прошло стадию банкротства и данный котел не введен в работу по причине отсутствия комплектующих и претензий поставщика-изготовителя. Вновь созданное на основании постановления администрации города Камень-на-Оби от 02 августа 2013 года N845 МУП "Теплосети" муниципального образования города Камень-на-Оби не является правопреемником МУП "Каменские тепловые сети". Решение проблем котельной N7 в интересах теплоснабжения потребителей города и социальных объектов отложено.
С 26 августа 2015 года создано новое МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби", не являющееся правопреемником вышеуказанного МУП, которому с 06 мая 2016 года на основании договора аренды муниципального имущества N2 передано во временное владение и пользование муниципальное имущество для производства и передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры потребителей города Камень-на-Оби. По условиям договора арендатор обязался содержать имущество в порядке, предусмотренном санитарными, противопожарными и иными правилами эксплуатации; своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества, ремонт оборудования, инженерных коммуникаций внутри данного объекта, необходимых для обслуживания арендуемого объекта, под контролем арендодателя (пункты 2.2.3, 2.2.4 договора).
Согласно акту приема-передачи имущества арендатору передано, в том числе здание котельной N7 и тепловая сеть котельной N7 протяженностью 4 766,0м. Указанное опровергает утверждение в жалобе о том, что МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби" не предоставлялась в аренду сеть горячего водоснабжения.
В силу статей 1, 2 Закона Алтайского края от 02 сентября 2015 года N70-ЗС "О преобразовании муниципального и административно-территориального образования города Камень-на-Оби Алтайского края" муниципальное образование город Камень-на-Оби Алтайского края лишено статуса городского округа и наделено статусом городского поселения. Городское поселение город Камень-на-Оби в ранее установленных границах городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края включен в состав муниципального образования Каменский район Алтайского края.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Устава муниципального образования город Камень-на-Оби администрация города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края не образуется. Исполнение полномочий администрации города возлагается на администрацию муниципального образования Каменский район Алтайского края.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что организация водоснабжения населения в силу закона является обязанностью администрации муниципального образования города Камень-на-Оби, полномочия которой осуществляет администрация Каменского района Алтайского края. МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби", созданное органом местного самоуправления с целью поставки тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения населению и организациям города, горячее водоснабжение потребителей в жилых домах NN24, 25, 27, 31, 35, 37, 41, 43, 45 по улице Пушкина и домов NN36, 67, 78, 80, 82 по улице Красноармейская в городе Камень-на-Оби не осуществляет. Соответственно, необходимые меры по организации надлежащего горячего водоснабжения населения ответчиками не предприняты, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы ответчика о несогласии с решением суда в части возложения на муниципальное образование город Камень-на-Оби Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края обязанности организовать восстановление предоставления горячего водоснабжения в указанных домах в установленный срок, иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, которое определяется характером спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Вопреки позиции ответчика, судебная коллегия находит выводы суда в указанной части правильными, а доводы жалобы - несостоятельными.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу пунктов 1, 3, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 5.1.5 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N1 к Правилам предоставления коммунальных услуг горячее водоснабжение в течение года должно быть бесперебойным круглосуточным. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N20, определено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно пунктам 3.1.11 и 3.1.12 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 (далее - Правила N354). При этом прекращение подачи горячего водоснабжения ресурсоснабжающей организации не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения.
Напротив, пунктом 121 Правил N354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к: а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (пункт 122 Правил N354).
Отсутствие с 2011 года в жилых домах NN24, 25, 27, 31, 35, 37, 41, 43, 45 по улице Пушкина и домов NN36, 67, 78, 80, 82 по улице Красноармейская в городе Камень-на-Оби горячего водоснабжения является нарушением как Правил N354, так и санитарно-эпидемиологических правил. Кроме того, полное прекращение подачи горячего водоснабжения, длительное отсутствие горячей воды, в том числе и у потребителей, добросовестно выполнявших свои договорные обязательства по оплате коммунальных услуг, влечет вывод о незаконном ограничении потребителей в праве получения указанной коммунальной услуги.
Довод жалобы о том, что у населения города отсутствует необходимость в получении горячего водоснабжения, противоречит вышеприведенным нормам закона, подлежит отклонению как несостоятельный.
Муниципальное образование город Камень-на-Оби в лице администрации Каменского района Алтайского края, как орган местного самоуправления, которому принадлежит имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения, зная о прекращении поставки горячего водоснабжения в указанные дома, не решает вопросы местного значения и не исполняет обязанности по обеспечению населения горячим водоснабжением, что свидетельствует о его незаконном бездействии.
Довод жалобы о том, что администрацией организовано холодное водоснабжение, не является основанием для отмены решения суда, поскольку холодное водоснабжение многоквартирных домов, оснащенных системами централизованного горячего водоснабжения, должно обеспечиваться наряду с подачей горячей воды, что следует из вышеприведенных правовых норм.
Факт отсутствия горячего водоснабжения, который установлен судом и ответчиками не оспаривается, сам по себе свидетельствует о том, что муниципальное образование город Камень-на-Оби предпринимало недостаточные меры для осуществления полномочий, возложенных на нее законом. Соответственно, утверждение в жалобе о надлежащем исполнении муниципальным образованием возложенных на него обязанностей, подлежат отклонению.
То обстоятельство, что МУП "Теплосеть г.Камень-на-Оби" никогда не предоставляло услугу по горячему водоснабжению в указанные дома, вопреки доводам жалобы, основанием для освобождения администрации района принимать меры по организации горячего водоснабжения не является. Доводы ответчика об обратном сводятся к субъективному толкованию и применению норм материального права, правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Иные доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений. Никакие дополнительные обязанности на пользователей и собственников жилых помещений решением суда не возложены.
Безусловных оснований, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края на решение Каменского городского суда Алтайского края от 30 января 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.