Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Свистун Т.К., Фроловой Т.Е.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску главы администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района адрес РБ к ПАВ, ПАВ, ПАВ, кадастровому инженеру общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная компания" ПАВ о признании действий кадастрового инженера незаконными, признании межевого плана земельного участка и права собственности на земельные участки недействительными, по апелляционным жалобам ПАВ, ПАВ, ПАВ, кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная компания" ПАВ на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от дата,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., выслушав объяснения представителя ПАВ - ПАВ, поддержавшую доводы жалобы ПАВ, объяснения представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ" - ПАВ, поддержавшего доводы жалобы кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная компания" ПАВ, объяснения представителя сельского поселения Аровский сельсовет МР адрес РБ - ПАВ о законности решения суда,
установила:
Глава администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - администрация СП Аровский сельсовет) обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела к ПАВ, ПАВ, ПАВ, кадастровому инженеру общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная компания" ПАВ о признании действий кадастрового инженера незаконными, признании межевого плана земельного участка и права собственности на земельные участки недействительными.
Требования мотивированы тем, что постановлением главы администрации муниципального образования Аровский сельсовет адрес Республики Башкортостан N ... от дата земельный участок с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес, Аровский сельсовет, д. Дема (далее - земельный участок), был предоставлен на праве собственности ПАВ На основании договора купли-продажи от дата указанный земельный участок приобретен ПАВ В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права адрес от дата.
В дата ПАВ уточнила местоположение границ земельного участка без согласования с администрацией СП Аровский сельсовет и администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан и увеличила площадь земельного участка на ... кв.м. Межевой план подготовлен кадастровым инженером ПАВ, данные сведения имеются в ГКН (государственный кадастр недвижимости. В ... путем размежевания земельного участка образованы два земельных участка с кадастровыми номерами ... площадью ... кв.м. ... площадью ... кв.м. дата земельный участок с кадастровым номером ... продан ПАВ, дата земельный участок с кадастровым номером ... продан ПАВ Действия ПАВ по уточнению местоположения границ земельного участка без согласования с органом местного самоуправления привело к нарушению требований земельного законодательства и невозможности выполнения работ по электроснабжению жилых домов.
Администрация СП Аровский сельсовет просила признать действия кадастрового инженера незаконными, признать межевой план земельного участка и права собственности на земельные участки недействительными.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковое заявление администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района адрес РБ к ПАВ, ПАВ, ПАВ, кадастровому инженеру общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная управляющая компания" ПАВ о признании действии кадастрового инженера незаконными, признании межевого плана земельного участка и права собственности на земельные участки недействительными - удовлетворить.
Признать действия кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная управляющая компания" ПАВ в части несогласования границ земельного участка с органом местного самоуправления незаконными.
Признать межевой план земельного участка с кадастровым номером ... недействительным.
Признать недействительным право собственности ПАВ на земельный участок с кадастровым номером ... , номер государственной регистрации ... от дата.
Признать недействительным право собственности ПАВ на земельный участок с кадастровым номером ... , номер государственной регистрации ... от дата.
В апелляционной жалобе ПАВ ставится вопрос об отмене решение суда по тем основаниям, что протоколом проверки ФГБУ "ФКП Росреестра" по адрес подтверждается, что дата при постановке земельного участка на кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка. Доказательства того, что изменение площади земельного участка и изменение описания местоположения границ земельного участка не связано с уточнением границ земельного участка, истцом в материалы гражданского дела не представлены. Решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по адрес о кадастровом учете изменения площади земельного участка и изменений описания местоположения границ земельного участка истцом не оспорено, не признано судом незаконным. Таким образом, площадь земельного участка увеличилась в связи с устранением кадастровой ошибки. Кроме того считает, что наличие либо отсутствие согласования границ не имеет правового значения в связи с тем, что у ПАВ имелись законные основания для уточнения границ земельного участка. Считает, что оснований для удовлетворения требования истца о признании действий кадастрового инженера и межевого плана земельного участка недействительными не имелось, поскольку не влечет какие-либо правовые последствия. Кроме того, указывает, что суд пришел к выводу о недействительности права собственности ПАВ и ПАВ на земельные участки. Однако мотивированного обоснования соответствующего вывода в обжалуемом решении не имеется.
В апелляционной жалобе кадастровый инженер ООО "Первая землеустроительная компания" Васильевой Э.Ф. ставится вопрос об отмене решение суда по тем основаниям, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по адрес проведена проверка заявления ПАВ и межевого плана земельного участка. Оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета не выявлено. Считает, что ее действия по составлению межевого плана земельного участка и межевой план земельного участка являются законными. Кроме того, отмечает, что действия кадастрового инженера и межевой план земельного участка не подлежат оспариванию, так как кадастровый инженер не является должностным лицом с властно-распорядительными полномочиями. Действия кадастрового инженера и межевой план земельного участка не влекут каких-либо правовых последствий.
В апелляционной жалобе ПАВ, ставится вопрос об отмене решение суда по тем основаниям, что она не знала, что у истца имеются притязания на земельный участок с кадастровым номером ... Каких либо арестов на земельный участок с кадастровым номером ... в Росреестре по адрес зарегистрировано не было.
В апелляционной жалобе ПАВ, ставится вопрос об отмене решение суда по тем основаниям, что в решении суд необоснованно сделал вывод о недействительности ее права собственности на земельный участок, поскольку ее земельный участок с кадастровым номером ... отношения к данному спору не имеет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (ч. 7 ст. 39).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Исходя из положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Главы Администрации муниципального образования Аровский сельсовет адрес Республики Башкортостан N ... от дата ПАВ предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью ... га для ведения личного подсобного хозяйства, из категории земель - земли поселений, расположенный по адресу: адрес, дата, кадастровый номер земельного участка ...
дата на основании договора купли-продажи указанный земельный участок ПАВ продан ПАВ Право собственности ПАВ на земельный участок зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок адрес от дата.
Доводы представителя третьего лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" ПАВ о законности постановки на кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка ПАВ и отсутствия необходимости согласования границ земельного участка с органом местного самоуправления, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В случае, если указанные в части 9 ст.39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Уточнение границ фактического землепользования - это правовой механизм, призванный в переходный период времени до осуществления надлежащего кадастрового учета и формирования всех земельных участков обеспечить возможность их введения в гражданский оборот и восполнение недостающих сведений о них.
Увеличение площади земельного участка в связи с уточнением его границ недопустимо, при этом сам институт уточнения границ земельного участка может быть применен к земельному участку только единожды.
дата на основании обращения ПАВ кадастровым инженером ПАВ подготовлен межевой план в целях уточнения границ принадлежащего ПАВ земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: адрес, адрес (том N ... , л.д.8).
По результатам уточнения границ принадлежащего ПАВ земельного участка с кадастровым номером ... кадастровым инженером ПАВ оформлен соответствующий акт.
Также установлено, что земельный участок, принадлежащий ПАВ, граничит с земельным участком, находящимся в соответствии со ст. 3.1 Закона 137-ФЗ в собственности истца и предназначен для решения вопросов застройки д. Дема.
Как следует из материалов дела земельный участок ранее прошел кадастровые работы по установлению границ на местности, и увеличение его площади только уточнением его границ, о чем фактически свидетельствует новый межевой план от дата, произведено быть не может.
Представленный новый межевой план земельного участка от дата по отношению площади, внесенный в ЕГРП и ГКН, в отсутствие иных документов, обосновывающих увеличение площади, не может служить основанием для внесения изменений в ГКН.
Доводы представителя третьего лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" ПАВ о наличии кадастровой ошибки судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в самом межевом плане указано на уточнение местоположения границ и площади земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 40 указанного Федерального закона предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Как видно из акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ... принадлежащего ПАВ, оформленного кадастровым инженером ПАВ, местоположение границ земельного участка не согласовано с администрацией СП Аровский сельсовет, являющегося органом местного самоуправления. Как видно из материалов дела земельный участок ПАВ граничит с землями не разграниченной государственной собственности (том N ... , л.д.12).
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Пунктами 4, 5 части 2 названного Закона установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 4); заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (п. 5).
При определении перечня необходимых документов и требований к их форме суд обоснованно руководствовался пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому такими документами, подготовка которых согласно Закону о кадастре осуществляется кадастровым инженером, являются:
- межевой план; технический план; акт обследования.
Требования к подготовке указанных документов установлены статьями 38 - 42 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 ст. 38 названного Закона)
При этом частью 12 статьи 38, частью 10 статьи 41 и частью 3 статьи 42 названного Закона предусмотрено, что форма и требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В частности, форма и требования к подготовке межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412.
В соответствии с п. 12, п. 67, п. 70 упомянутых Требований раздел "Сведения об образуемых частях земельного участка" включается в состав межевого плана, в случае если кадастровые работы выполнялись в целях образования части (частей) существующего земельного участка и при этом не осуществлялось уточнение местоположения границ земельного участка или образование земельных участков. В иных случаях сведения о частях земельных участков включаются в состав следующих разделов межевого плана: "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения об измененных земельных участках и их частях", "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" (п. 12).
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка) (п. 67).
Графическая часть межевого плана оформляется в отношении всех одновременно образуемых земельных участков и частей земельных участков.
Если в результате выполнения кадастровых работ при подготовке межевого плана уточнено местоположение границ и (или) площади земельного участка, в разделах "Схема расположения земельных участков" и "Чертеж земельных участков и их частей" отображаются границы всех земельных участков, сведения ГКН о которых подлежат уточнению (п. 70).
Кроме того, пунктом 104 названных Требований установлено, что в раздел "Заключение кадастрового инженера" включаются:
дополнительные сведения о порядке образования многоконтурного земельного участка;
дополнительные сведения об особенностях обеспечения доступа (прохода или проезда от земельных участков (земель) общего пользования);
расчет по определению минимального размера многоконтурного земельного участка, указанного в реквизите "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения об уточняемых земельных участках и частях";
иные сведения, содержащие дополнительное обоснование результатов выполнения кадастровых работ.
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
Согласно п. 53 указанных требований предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизитах "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
Раздел "Схема геодезических построений" оформляется в соответствии с материалами измерений, содержащими сведения о геодезическом обосновании кадастровых работ (п. 71 Требований).
Раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях:
1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка;
3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста (п. 66 названных Требований).
Из анализа названных законоположений следует, что местоположение земельного участка определяется исключительно исходя из сведений, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии у заявителя такого документа представленный им межевой план должен содержать обоснование не только границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, но и изменение его площади по сравнению с площадью, указанной в свидетельстве о собственности, со ссылкой на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении земельного участка изначально фактически в большем размере.
Такой порядок подтверждает отсутствие спора о праве или самозахвата земли.
Документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, согласно Письму Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 18 марта 2013 г. N 10-0772-КЛ "О направлении информации" могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы. В случае, если орган кадастрового учета располагает информацией о наличии документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, в отношении уточняемого земельного участка, а кадастровым инженером местоположение уточняемых границ земельного участка определялось с использованием карт (планов), либо документов, указанных в Письме, по мнению Учреждения, орган кадастрового учета вправе принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. N ОГ-Д23-5470 "О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка" документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:
- из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 706 "Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд";
- из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2012 г. N Д23и-1123 "По вопросам уточнения местоположения границ и площади земельных участков" кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). Таким образом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
Этим требованиям закона представленный ПАВ межевой план не отвечал. Более того, границы земельного участка ПАВ, указанные в представленном ею межевом плане (л.д. 11), существенно более чем на 10 процентов, отличаются от границ земельного участка, в которых он был предоставлен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что при выполнении кадастровых работ границы земельного участка с органом местного самоуправления согласованы не были. В акте согласования местоположения границ земельного участка по этому вопросу нет никакой записи кадастрового инженера.
Таким образом, часть границы земельного участка не была согласована в установленном действующим законодательством порядке, что является основанием для удовлетворения исковых требований в части признания действий кадастрового инженера ПАВ незаконными, и признания межевого плана, подготовленного указанным кадастровым инженером, недействительным.
В дата в результате размежевания образованы два земельных участка с кадастровыми номерами ... площадью ... кв.м. и ... площадью ... кв.м.
дата между ПАВ, как продавцом, и ПАВ, как покупателем, заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ...
дата между ПАВ, как продавцом, и ПАВ, как покупателем, заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ...
Истцом заявлены требования о признании права собственности ПАВ, ПАВ недействительными. Между тем истцом не оспорены вышеуказанные сделки на основании которых произошел переход права собственности на спорные земельные участки, доводы апелляционных жалоб в указанной части заслуживают внимание.
Статьёй 12 ГК РФ не предусмотрен механизм защиты нарушенного права - признание права собственности недействительным, в связи с чем судебная коллегия находит, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным в части удовлетворения исковых требований о признании недействительным право собственности ПАВ, ПАВ на спорные земельные участки. В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске в указанной части исковых требований.
В остальной части выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части удовлетворения исковых требований администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района адрес РБ к ПАВ, ПАВ, ПАВ, кадастровому инженеру общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная компания" ПАВ о признании права собственности ПАВ на земельный участок с кадастровым номером ... , номер государственной регистрации ... от дата недействительным, о признании права собственности ПАВ на земельный участок с кадастровым номером ... , номер государственной регистрации ... от дата недействительным.
В отмененной части вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района адрес РБ к ПАВ, ПАВ, ПАВ, кадастровому инженеру общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная компания" ПАВ о признании права собственности ПАВ на земельный участок с кадастровым номером ... , номер государственной регистрации ... от дата недействительным, о признании права собственности ПАВ на земельный участок с кадастровым номером ... , номер государственной регистрации ... от дата недействительным - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы ПАВ, ПАВ, ПАВ, кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Первая землеустроительная компания" ПАВ без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Свистун Т.К.
Фролова Т.Е.
Справка: судья Абдрахманов О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.