Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО1
судей Мухаметовой Н.М.
Фархиуллиной О.Р.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО1, ФИО1 на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Признать ФИО1, ФИО1 и ФИО1 утратившими право пользования специализированными жилыми помещениями в общежитии Министерства обороны Российской Федерации, расположенном по адресу: адрес, комн. N ... , 64, адрес.
Выселить ФИО1, ФИО1 и ФИО1 из специализированных жилых помещений в общежитии по адресу: адрес, комн. N N ... , 64, адрес без предоставления другого жилого помещения.
Снять ФИО1, ФИО1 и ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания по адресу: адрес, комн. N N ... , 64, адрес.
Обязать ФИО1, ФИО1 и ФИО1 устранить препятствия в праве пользования специализированными жилыми помещениями в общежитии по адресу: адрес, комн. N N ... , 64, адрес.
Заслушав доклад судьи ФИО1, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Уфимского гарнизона, действуя в интересах российской Федерации в лице ФГКУ "Приволжско - Уральское Территориальное управление имущественных отношений" МО РФ обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО1, ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из него и снятии с регистрационного учета.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что дом по адресу: адрес, по своему назначению является общежитием, которое в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N ... -р от дата закреплено на праве оперативного управления за ФКУ "Уфимская квартирно-эксплуатационной часть района". С 1999 г. по настоящее время в комнатах N N ... , 64 указанного общежития проживают ответчики. При этом ФИО1 являлась работником войсковой части 75035 (впоследствии реорганизованной в ФГУ "1742 военный госпиталь Приволжско-Уральского военного округа" Министерства обороны РФ) в период с дата по дата. При этом указанные лица военнослужащими или работниками Минобороны России в настоящее время не являются, право на обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ не имеют.
Проживание ФИО1 и членов ее семьи в указанном жилом помещении Минобороны России нарушает право собственности Российской Федерации, право оперативного управления Министерства обороны РФ и права неопределенного круга лиц - всех военнослужащих Уфимского гарнизона, стоящих в очереди на получение служебного жилья и претендующих на жилье в адрес.
Истец просит признать ФИО1, ФИО1 и ФИО1 утратившими право пользования специализированными жилыми помещениями в общежитии Министерства обороны Российской Федерации, расположенном по адресу: адрес, комн. N ... , N ... Выселить ФИО1, ФИО1 и ФИО1 из специализированных жилых помещений в общежитии по адресу: адрес, комн. N N ... , N ... без предоставления другого жилого помещения. Снять ФИО1, ФИО1 и ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания по адресу: адрес, комн. N N ... Обязать ФИО1, ФИО1 и ФИО1 устранить препятствия в праве пользования специализированными жилыми помещениями в общежитии по адресу: адрес, комн. N N ... , N ...
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО1, ФИО1 просят решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к нарушению закона и принятию неправильного решения (ч. 1, ч. 2 п. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1 и ее представителя Гарееву - ФИО1, помощника военного прокурора Уфимского гарнизонного Центрального военного округа - ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Разрешая спор, суд исходил из того, что спорные жилые помещения предоставлены ответчикам на период осуществления трудовой деятельности в системе Министерства Обороны РФ ФИО1, которая не является в настоящее время таковой, не она и ни члены ее семьи не имеют право на обеспечение жилыми помещения по линии Министерства Обороны РФ.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Судом установлено, что в период с дата по дата ФИО1 являлась работником восковой части ... (в последствии реорганизованной в "ФГУ "1742 военный госпиталь Приволжско - Уральского военного округа" Министерства обороны РФ).
С 1999 г. по настоящее время в комнатах N ... ,64 указанного общежития она проживет совместно со своими детьми: ФИО1 А. и ФИО1 А.
Как следует из договора найма жилого помещения в общежитии от дата N ... комнаты N N ... , N ... в общежитии по адресу: адрес, предоставлена ФИО1 и членам ее семьи на период трудовых отношений Минобороны России и при их прекращении обязана освободить и сдать жилое помещение в течении 10 суток (л.д.12,13).
ФИО1 с дата, ФИО1 с дата зарегистрированы по месту жительства, а ФИО1 А. - по месту пребывания по адресу: адрес, комн. N N ... , N ...
В силу статьи 7 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Соответственно, жилые помещения, указанные в названной статье Вводного закона, после передачи их в муниципальную собственность приобретают правовой режим жилья, используемого на условиях социального найма, и подлежат приватизации на общих основаниях.
По смыслу данной правовой нормы, обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N ... "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" за Министерство обороны Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций возложены на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилищным помещениям специализированного жилищного фонда. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1 статьи 94 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также, передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение и оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 названного Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании части 4 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от дата N ... "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" на Министерство обороны Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций возложены на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Уфимская квартирно-эксплуатационная часть прекратила существование путем присоединения к структурному подразделению Департамента имущественных отношений Минобороны России - ФГКУ "Приволжско - Уральское Территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обороне", п.п. 2 пункта II Приложения N ... к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от дата N ... , к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относится имущество Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, в соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ общежитие по адресу: адрес относится к специализированному жилому фонду.
Судом установлено, ответчиками не оспаривалось, что здание по адресу: адрес, по своему назначению является общежитием, которое в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N ... -р от дата закреплено на праве оперативного управления за ФКУ "Уфимская квартирно-эксплуатационной часть района".
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество с сделок с ним общежитие по адресу: адрес является федеральной собственностью.
В силу закона имущество Вооруженных Сил относится к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности.
Согласно ответа N ... от дата. ГУП БТИ Республики Башкортостан в соответствии с техническим паспортом жилого здания (строения), расположенного по адресу: адрес инв. N ... , составленным по состоянию на дата, ком. N N ... , N ... расположены в пределах общежития.
Таким образом, спорное жилое помещение, находящееся в общежитии в муниципальную собственность не передавалось, статус общежития не утратило, в связи с чем, истец не мог приобрести право пользования комнатами N ... , N ... расположенными в указанном доме, на условиях договора социального найма.
Указанное соответствует фактическим обстоятельствам дела и требования закона, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку статус комнат в общежитиях обусловлен специальным целевым назначением - для временного проживания, комнаты ... находятся в здании общежития, расположенного по адресу: РБ, адрес, принадлежащем на праве оперативного управления ФГКУ "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ", проживание ответчиков в них не влечет возникновение у последних прав на пользование жилым помещением на условиях договора социального найма, суд первой инстанции в отсутствие согласия собственника жилого помещения пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно материалам дела, договор найма жилого помещения между ФИО1 и ФГУ "Уфимская КЭЧ района" в лице начальника ФИО1, действующего от имени собственника жилого помещения - Министерства Обороны РФ на основании устава N ... от дата, был заключен дата.
Ссылку ответчика ФИО1 на положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку если к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; если же лицо до дата не приобрело право на льготы, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ N ... ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N ... "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Согласно ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены, в том числе, лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Согласно трудовой книжки с дата по дата ФИО1 являлась работником восковой части N ... , что составляет менее 10 лет.
Таким образом, в период с 2001 года и до настоящего времени регистрация ответчиков носила ежегодный и временный характер, что также подтверждается договором найма.
В соответствии со ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.
В силу ст. 110 Жилищного кодекса РСФСР, прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Материалы дела не содержат сведений о том, что ответчики состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не представлено таковых и в суд апелляционной инстанции.
Удовлетворяя исковые требования Военного прокурора Уфимского гарнизона, действующего в интересах российской Федерации в лице ФГКУ "Приволжско - Уральское Территориальное управление имущественных отношений" МО РФ к ФИО1, ФИО1, ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из него, суд правильно руководствовался вышеприведенными положениями закона и исходил из того, что как при вселении ответчиков в 2001 году, так и дата в жилое помещение, оно имело статус общежития и находилось в государственной собственности, и, что ФИО1, работая в системе Министерства Обороны РФ с 1998 года, соответственно к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ ( дата) не относилась к категории граждан, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку к дата она не обладала правом на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения в связи с отсутствием у нее стажа работы в данной системе не менее 10 лет.
Кроме того, каких-либо доказательств того, что ответчики состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на момент рассмотрения дела, предоставляемых по договору социального найма, или имеют право состоять на таком учете суду не представлено.
Таким образом, сведений о том, что ответчики относятся к категории лиц, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Кроме того, согласно п. 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ от дата N ... (действовавшему до дата), работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями и по прекращению трудовых отношений с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Аналогичные положения содержатся и действующем в настоящее время приказе Министра обороны РФ от дата N ...
Также отклоняется довод апеллянта о том, что она не подлежала выселению без предоставления другого жилого помещения, поскольку к спорным правоотношениям необходимо применять положения пункта 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ. Указанная правовая норма подлежит применению в совокупности с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции достоверно установлено, что между сторонами договор найма спорного жилого помещения не заключен, ответчики занимают комнату без законных оснований, в связи, с чем к спорным отношениям не подлежат применению положения части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, обеспечивающие защиту указанной в ней категории граждан, ранее занимавших жилые помещения на законных основаниях.
Устные доводы ФИО1 о необоснованности решения суда ввиду того, что ФИО1 не зарегистрирован в спорном помещении в настоящее время, не являются основанием к его отмене, поскольку не содержат сведений об этом, однако могут быть учтены на стадии исполнения решения суда.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, так как согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет какие обстоятельства, имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Выражая свое несогласие с решением суда, ответчик указывает на то, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе не учел, что ответчик на законных основаниях вселен в жилое помещение, однако, в настоящее время не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации.
Приведенные доводы апелляционной жалобы ответчика не влекут отмену решения, поскольку ответчиком не представлено никаких допустимых доказательств проживания в спорном жилом помещении на законных основаниях. Кроме того, согласно материалам дела ответчик не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от дата N 1053 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного управления или оперативного управления.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не является основанием к отменене решения суда, поскольку на основании ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При этом в силу ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность на данные требования не распространяется.
Таким образом, доводы жалобы о том, что истец злоупотребляет своими права на обращение в суд, истцом не представлено доказательств регистрации права собственности или оперативного управления на указанное помещение несостоятельны, направлены на переоценку доказательств по делу.
Поскольку судом, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализированы представленные доказательства в их совокупности, которым дана надлежащая оценка, верно, определены юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие установлению в рамках рассматриваемого спора, правильно применены нормы материального права, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, то оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО1, ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО1
Судьи Мухаметова Н.М.
Фархиуллина О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.